Сотрудничество между Россией и Европейским союзом в вопросе урегулирования приднестровского конфликта может сыграть важную роль в развитии отношений Москвы и Брюсселя. Как сообщили в пресс-службе Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики, такое мнение высказали представители французской Ассоциации "Реальность и международные отношения" (ARRI) на прошедшей 13 мая в Тирасполе встрече с главой МИД ПМР Владимиром Ястребчаком, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

Отвечая на вопросы руководителя ARRI Жан-Мишеля Фова о перспективах молдавско-приднестровского диалога и трудностях, которые ему препятствуют, приднестровский министр обратил внимание на закон об основных положениях статуса Приднестровья, принятый парламентом Молдавии в 2005 году (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости). Этот действующий правовой акт, по словам Ястребчака, фактически лишает молдавских представителей полномочий на ведение полноценных переговоров с Тирасполем, сводя весь процесс урегулирования к "демократизации и демилитаризации" Приднестровья. "Сегодня диалог о политической формуле будущих взаимоотношений Молдавии и Приднестровья фактически не ведется, позиции сторон в этом вопросе диаметрально противоположны. В этих условиях мы решили максимально сосредоточиться на решении социально-экономических проблем, затрагивающих население обеих сторон", - сообщил Ястребчак.

Комментируя ситуацию, сложившуюся после признания независимости Косово рядом стран, Владимир Ястребчак обратил внимание на отсутствие в современном международном праве единых критериев признания самоопределившихся государств. "Не думаю, что Косово является более жизнеспособным государством, чем Приднестровье", - сказал глава МИД ПМР. Оценивая события, произошедшие после августа 2008 года на Кавказе, Ястребчак отметил, что Южной Осетии и Абхазии на этом этапе вполне достаточно было признания со стороны Российской Федерации для того, чтобы обеспечить гарантии безопасности населения. "В нашем случае одним признанием со стороны России всех проблем не решить, хотя мы рассчитываем, прежде всего, именно на этот шаг. Вместе с тем, у нас еще есть фактор границы и позиции соседней Украины", - заявил глава внешнеполитического ведомства.

По просьбе гостей глава МИД рассказал об особенностях внешнеэкономической деятельности Приднестровья в условиях ограничительных мер со стороны Кишинева. По словам министра, существующий режим экспорта приднестровских товаров, установленный молдавскими властями, не устраивает не только Тирасполь, но и его европейских партнеров. "Так, например, Кишинев требует обязательного физического контроля со своей стороны приднестровских грузов. Но такой подход совершенно не соответствует тем принципам, которые существуют в Европе. Качество наших товаров вполне устраивает европейских потребителей, и в ЕС не понимают, зачем нужно вмешательство в торговый процесс третьих сторон", - сказал министр. По его словам, Кишиневу пора отказаться от подхода, в котором есть старшие и младшие, и исходить из того, что "перед тобой равноправный партнер, с которым необходимо договариваться, а не навязывать свою волю". Именно этот принцип, отметил глава МИД ПМР, способен стать залогом успеха в процессе нормализации молдавско-приднестровских отношений.

Подводя итоги беседы, председатель ARRI Жан-Мишель Фов отметил, что вопрос Приднестровья играет заметную роль в диалоге между Европейским cоюзом и Россией. Он выразил надежду на то, что ситуация на Днестре станет примером конструктивного взаимодействия влиятельных региональных игроков.

Ассоциация "Реальность и международные отношения", действующая с 1973 года, объединяет бывших и действующих правительственных чиновников Франции, в числе которых - дипломаты, банкиры и другие представители французской политической и деловой элиты.