На сегодняшний день на территории Узбекистана задержано 1086 жизненно необходимых для Таджикистана грузовых вагонов с различными грузами, в том числе 660 вагонов с ГСМ, 228 вагонов с зерном и мукой, 78 вагонов с глиноземом, 44 вагона с цементом, 71 вагон с битумом, 19 вагонов с оборудованием. Об этом заявил на пресс-конференции по итогам первого квартала 2010 года начальник ГУП "Таджикская железная дорога" Амонулло Хукумов, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. По его словам, ежедневно эти цифры меняются.

"Если вагоны не пропускаются более 2-х дней, то это уже считается задержкой. Так, по направлению в Хатлонскую область пропущено с начала года всего 734 вагона, а с 16 марта 2010 года на Хатлонский участок дороги не поступил ни один вагон. По направлению в город Душанбе с начала года поступило 27 вагонов, с 20 февраля 2010 года грузовые вагоны в Душанбе не пропускались. Ущерб из-за задержки на территории Узбекистана железнодорожных вагонов с грузами для Таджикистана, по предварительным данным, составил $10 млн.", - отметил глава таджикской компании.

По его мнению, узбекская сторона предъявляет порой нелепые предлоги, под которыми не пропускаются таджикские грузовые вагоны. В частности, узбекская сторона ссылается на то, что в результате сильных поливных дождей размыт участок дороги между станциями Амузанг и Термез, а также нехваткой тепловозов и загруженностью этих станций. "В ответ таджикская сторона предложила безвозмездно, за счет своих средств, отремонтировать поврежденные участки и направить свои тепловозы для отправки грузов, но Узбекистан проигнорировал данное предложение. Несмотря на все причины, пассажирские поезда проходят своевременно, без задержек. По причине задержки грузов, как железнодорожники, так и предприниматели терпят большие убытки. Таджикская сторона не раз выходила с просьбами к узбекскому руководству об оказании содействия в решении данной проблемы, но никаких результатов не последовало. Более того, было направлено письмо руководству Совета железнодорожников стран СНГ, но пока проблема, к сожалению, осталась нерешенной", - подчеркнул Хукумов.

Он также сообщил, что за отчетный период собственные перевозки в первом квартале 2010 года составили 1 миллион 78 тысяч тонн, что на 242 тысячи меньше, чем за тот же период прошлого года. "На объем транзитных перевозок повлияло то, что правительством Узбекистана с 1 января этого года прекращена транзитная перевозка железнодорожным транспортом коммерческих грузов и пассажиров через территорию Таджикистана. Согласно решению узбекского правительства, все грузы назначением в и из Ферганы выгружаются в городе Ангрен, а затем автотранспортом отправляются в Наманганскую, Андижанскую и Ферганскую области. Из-за прекращения движения пассажирских поездов "Бухара-Андижан" и "Ташкент-Андижан" объем транзитных пассажирских перевозок за этот же период уменьшился на 33,1 тыс. пассажиров", - пояснил глава ТЖД.

Он обратил внимание на то, что в первом квартале ТЖД обслужило 140 тыс. пассажиров или на 45 тыс. меньше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. "В первом квартале 2010 года перевезено 62 тысячи 871 тонна сельхозпродукции, в том числе вывезено за пределы республики 62 тысячи 214 тонн, что на 25 тысяч 620 тонн больше, чем за этот же период прошлого года. Превышение показателей связано с тем, что в течение всего сезона для предпринимателей и дехканских хозяйств были созданы благоприятные условия для перевозки грузов и предоставлены 50-60 процентные скидки по всему пути следования на отправку лука, моркови, капусты, редьки, хурмы и гранатов", - сказал Хукумов.

Относительно планов развития компании заявил, что ГУП "Таджикская железная дорога" планирует в ближайшее время приобрести в Китайской Народной Республике 200 новых тепловозов. "В первом квартале произведен капитальный ремонт 29 грузовых и двух пассажирских вагонов, а также одного локомотива. Произведен капремонт полотна на сумму около 2 млн. сомони ($457,6 тыс.)", - резюмировал глава ГУП "Таджикская железная дорога".