"Трагедия, произошедшая с польским руководством, должна поставить точку в так называемом "катынском деле", - заявил 19 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости белорусский политолог Вадим Елфимов. - "Последствия авиакатастрофы, лишившей Польшу ее президента и половины политической элиты, могли оказаться настолько ужасны для этой страны, что поляки стали перед выбором: либо идти по инерции и полностью подчиниться логике некоего рокового сценария, обрушившегося на их государственность, либо проявить волю. И вынести из трагедии какую-то обнадеживающую мысль, дабы увидеть перспективу".

"Надо отдать должное полякам: кажется, им это удалось. Сегодня их объединила не только трагедия, но и общее желание вынести из нее урок. Причем, урок позитивный - в чем и заключена жизненная сила любого народа, претендующего на историческую перспективу. Поляки словно пережили катарсис, но катарсис, окрашенный не только в трагические тона, но и в цвета надежды. Они увидели, что в их горе им искренне сопереживают, и, прежде всего, россияне - как простые граждане, так и высшее руководство. И, боюсь, это стало для поляков откровением", - отметил политолог.

"Десятилетия антироссийской пропаганды, возведения первой катынской трагедии в ранг исторической догмы и вечно неоплатного политического счета к России, - словом, все то, что сегодня не хочется вспоминать, - все это, казалось, почти выхолостило память о славянском родстве. О том, что русские освободили когда-то польскую землю от фашизма. О том, что у наших народов во многом общая судьба. И стоило простой человеческой эмоции, так свойственной славянскому характеру, - сочувствию, - вылиться на экраны телевизоров, эмоции, которую нельзя подделать и которая дрожала в голосе и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина, и сотен простых россиян, как чистая, незамутненная историческая память стала возвращаться к полякам. А с нею и ясный взгляд на реальность" - считает Елфимов.

"Как известно, на все воля божья, и сегодня она такова, что катынская чаша переполнена эмоциями, и более ни одной капли добавлять в нее просто нельзя! Нужно только убавлять. В конце концов, надо увидеть в Катыни лишь то, что она и есть на самом деле. И вынести из нее только то, что нужно вынести: вывод о недопустимости повторения. А всякое повторение всегда начинается в умах. Стало быть, что касается исторических счетов, то их никогда не нужно сводить, тем паче с упорством, достойным лучшего применения" - добавил политолог.

"Следует понимать, что историческая память нужна не мертвым, а живым. Ведь в рамках акций примирения примеряются не те, кто когда-то погиб, а те, кто ныне живет. И тут просто необходимы и чувство меры, и чувство справедливости, также остро находящие отклик в сердцах людей. В конце концов, примирение, если оно действительно таковое, должно быть сбалансированным и, как минимум, обоюдным. Покаяние не может быть односторонним, его нельзя требовать только от российской стороны. В свою очередь, Россия не выставляет точный счет, не выводит некие исторические "пропорции", - расстреляно было 15 тысяч поляков, а в польских концлагерях было замучено 85 тысяч русских. Россия просто ожидает обоюдности в процессе примирения. Ожидает того момента, когда (желательно, по инициативе польской стороны) на польской земле возникнут красиво и скорбно оформленные места, где россияне, так же как и поляки нынче на российской земле, смогут, наконец, склонить головы перед памятью тех, кто также не имел шанса выжить, как и жертвы Катыни" - сказал политолог.

"В общем, точку, конечно, надо ставить! Вернее, две точки, - и российскую, и польскую. И переворачивать страницу, за которой, надеемся, последуют только светлые исторические моменты в российско-польских отношениях" - подытожил Вадим Елфимов.