Авторитетное британское издание The Economist опубликовало статью "Готов ли Абдулла Гюль бросить вызов Реджепу Тайипу Эрдогану?", в которой говорится об имеющихся между этими двумя политиками Турции противоречиях.

"Будучи явно благочестивым, но и прозападным политиком и сторонником свободного рынка, Абдулла Гюль символизирует новые глобальные амбиции своей страны. Для большей части мира Гюль - умеренный политик, который на протяжении пяти лет, будучи министром иностранных дел, балансировал излишества своего переменчивого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Эрдоган публично спорил с Израилем, но Гюль тихо лоббировал Иран отказаться от своих ядерных амбиций. Эрдоган представляет харизму, а Гюль - здравый смысл. Но теперь назревает необъявленная битва: Эрдоган, как полагают многиеи эксперты и аналитики, сильно желает вступить на президентский пост, а Гюль хочет его сохранить".

Как отмечает The Economist со ссылкой на слова самог Гюля, пока он не знает, сколько положено ему сидеть на президентском кресле 5 или 7 лет.

"Дело в том, когда парламент (где доминирует умеренно исламистская партия "Справедливости и развитие" (ПСР) Эрдогана избрал Гюля на его пост в 2007 году, он внес законодательные изменения для того, чтобы следующий президент избирался непосредственно народом на пятилетний срок. Вопрос заключается в том, может ли Гюль воспользоваться этим, еще раз выставив свою кандидатуру на выборах, или же он, как и предыдущие президенты, может руководить только один семилетний срок и уйти в отставку в 2014 году", - пишет источник.

"Однако по этому вопросу мнения правоведов разделились. Сторонники Гюля утверждают, что президент имеет право на второй срок. Сторонники же Эрдогана не согласны с этим", отмечается в статье. Так близкий к премьер-министру источник считает, что Эрдоган поддержал президентство Гюля. Теперь его черед пойти на жертвы ради Эрдогана. Далее в статье отмечается, что "некоторые считают, что последние попытки ПСР реформировать Конституцию, включая и меры по укреплению полномочий президента, делаются для того, чтобы Эрдоган получил этот пост. Но что, если Гюль примет решение противостоять ему? Это может расколоть партию и даже привести к падению правительства".

"Верные сторонники партии смеются над этой идеей. Согласно исламской традиции, они утверждают, что амбиции любого человека остаются в стороне ради общего блага умма (общины). Возможно, они правы. Гюль и Эрдоган начали свою карьеру в исламистском движении Турции и были близки в течение многих лет. Они являются соучредителями ПСР, и они обеспечили ее первую победу на выборах в 2002 году. Гюль начал с поста премьер-министра, а Эрдоган не мог получить свое место в парламенте вплоть до марта 2003 г., когда он сделал Абдуллу Гюля министром иностранных дел. Расхождения между ними стали явными лишь в 2007 году, когда Гюль объявил о намерении баллотироваться на пост президента, что, по-видимому, было против желания Эрдогана. Начальник штаба Яшар Буюканит сразу же пригрозил переворотом из-за того, что жена Гюля, Хайруниса, носит исламский платок (запрещенный в государственных учреждениях), что делает ее мужа непригодным для того, чтобы быть президентом. Эрдоган призвал тогда провести досрочные выборы, дав Гюлю платформу для проведения своей кампании. Когда ПСР вновь одержала победу с еще большей долей голосов, чем в 2002 году, Гюль должным образом получил свой пост. Это было огромным ударом для генералов. Если бы Гюль не стоял на своем, их взгляды, возможно, превалировали бы. Под мягкими манерами Гюля скрывается стальная воля, которая, прежде всего, побудила его пойти против Неджметтина Эрбакана, отца политических исламистов Турции, который был свергнут с поста премьер-министра во время "мягкого переворота" в 1997 году.

"Хотя он не пользуется такой же поддержкой населения, как Эрдоган, он сохраняет влияние в ПСР. Но сохранит ли он это влияние, когда Эрдоган поставит свою кандидатуру на следующих выборах? Многое будет зависеть от результатов выборов. Если дела у ПСР пойдут относительно плохо, президентские амбиции Эрдогана будут подавлены, а Гюль сможет считать себя счастливым из-за того, что останется на посту свои семь лет. Ясно, что пока оппозиционные партии Турции будут слабыми, единственные серьезные угрозы для ПСР будут исходить изнутри", - резюмируются в статье.