"Позиция Белоруссии ясна. Желание добиться того, чтобы добытчики и переработчики сырья получили бы один уровень доходности, понятно, но мало реализуемо, поскольку в современном мире так не бывает", - заявил 13 апреля корреспонденту ИА REGNUM Новости сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, комментируя заявление первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о том, что Минск будет рассматривать только те варианты будущего соглашения с Россией по условиям поставок газа, в которых будет прописан принцип равнодоходности цен.

"Вопрос здесь вновь заключается в разделе средств между российским и белорусским бюджетом. Вряд ли российский бюджет захочет финансировать бюджет белорусский", - считает Дискин.

"Здесь непростая история, поскольку с одной стороны присутствует логика, которую я описал, с другой - присутствует Таможенный союз, в котором предусматривается минимизация внутренних ограничений. Предстоит некая битва, в итоге которой, думаю, всё-таки будут найдены взаимоприемлемые механизмы. До полноценного ввода Таможенного союза в действие осталось два с половиной месяца, и к этому моменту всё должно быть решено", - подчеркнул эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, как можно оценивать заявление белорусской стороны о том, что она готова допустить российских инвесторов к работе со своими НПЗ, Дискин сказал: "Мы слышим это уже лет пять. Из-за чего весь сыр-бор? Москва говорила о том, что российские инвесторы готовы вложиться, и тогда сам предмет разногласий постепенно исчез бы. Равнодоходность была бы определена просто тем, что российские компании, получающие долю в НПЗ, имели бы деньги с прибылей и платили бы налоги в российский бюджет, а налоги с того, что принадлежит Белоруссии, уходили бы в белорусский бюджет. Но вопрос в том, насколько правдивы нынешние белорусские предложения. Сколько времени ведутся разговоры на эту тему? Однако ничего особенного не выходит".

Комментируя заявление Владимира Семашко о том, что вопрос о продаже "Газпрому" белорусской части пакета акций концерна "Белтрансгаз" не стоит, однако "если Россия официально предложит что-то, тогда будем думать", эксперт сказал: "Это вопрос конкурентной борьбы. Опять же, разговоры о приобретении контрольного пакета акций "Белтрансгаза" велись уже очень давно, это предполагалось изначально, и тогда Россия была бы гарантирована от всяких приключений. Мы понимаем, что они защищают национальные интересы, но ведь и у России здесь есть свои интересы. Мы хотим иметь гарантию против всяких неприятностей", - сказал эксперт.

"Вопрос в том, насколько серьёзно мы рассматриваем всё это как Единое экономическое пространство. Проблема национального эгоизма в таком случае облегчается. Если бы в действие вступил белорусский бизнес, который реально заинтересован в российских рынках, то всё бы решилось проще. Но пока в сфере наших двусторонних отношений с белорусской стороны действует только государство, а с российской - государство и бизнес, то будут присутствовать и трудности при принятии решений. С нашей стороны уже присутствует множественность интересов, а с их - только интересы государства и бюджета. Поэтому если бы белорусский бизнес мог высказывать свою позицию, то все эти вопросы решались бы легче", - подвёл итог Иосиф Дискин.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 8 апреля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что Россия инициировала заключение с Белоруссией новой договорённости по газу, но Минск готов рассматривать российское предложение только в том случае, если в нём будет прописан принцип равнодоходности цен на газ для обеих стран. Семашко также сообщил, что белорусские НПЗ готовы работать с российскими инвесторами при условии, что те придут со своим сырьём и обеспечат его сбыт. Помимо этого, он отметил, что вопрос о продаже "Газпрому" белорусской части пакета акций концерна "Белтрансгаз" не стоит, однако "если Россия официально предложит что-то, тогда будем думать".