Беспрецедентный для Рунета рейтинговый проект "Упоминаемость российских сетевых СМИ в офлайновых источниках", разработанный редакцией СМИ.ru совместно с Фондом эффективной политики (ФЭП) сегодня получил логичное продолжение. К рейтингу сетевых СМИ прибавился специализированный рейтинг информационных агентств (ИА). В список для мониторинга внесены те агентства, которые ранее выразили желание участвовать в рейтинге СМИ.ru. Пока что в рейтинге участвуют 12 информационных агентств, включая такие авторитетные, как РИА "Новости", ИТАР-ТАСС, Прайм-Тасс и РосБизнесКонсалтинг.

До сих пор основным критерием оценки эффективности интернет-проектов была посещаемость. Критерий важный, но применительно к представленным в сети СМИ и, в особенности, к информационным агентствам - не определяющий. Показатель посещаемости свидетельствует об одном - успешно проведенной баннерной рекламной кампании, которая позволила набрать значительное количество случайных посетителей. Реальный статус информационного агентства традиционно определяется категорией "влиятельности". Новый рейтинг СМИ.ru проверяет истинность утверждения о влиятельности того или иного сетевого ИА при помощи особой статистической методики. Согласно идеологии проекта, чем больше количество упоминаний/цитирований ИА, тем серьезнее повод для утверждений о его влиятельности. На основании базы данных, включающей в себя все публикации в центральных печатных (пресса) и электронных (ТВ, радио), а также значимых региональных СМИ, подсчитывается число упоминаний ИА во всех источниках за неделю.

Важно отметить, что информационные агентства - СМИ с особой моделью донесения информации, что и обуславливает необходимость их выделения в отдельный рейтинг. В отличие от прочих СМИ, которые в первую очередь ориентированы на репрезентацию потребителям собственного контента, и уж затем - на возможное цитирование, ИА изначально работают на ретрансляцию подготавливаемой информации иными СМИ. При этом для большинства центральных агентств это еще и основная бизнес-модель, поскольку полные версии их лент не выкладываются в открытый доступ, а продаются. Таким образом, для информационных агентств рейтинг цитируемости - не основной, а единственный показатель влияния.

Первый выпуск рейтинга ИА состоит из одной таблицы, отражающей следующие параметры: общую цитируемость и динамику. Ввиду гораздо больших объемов материала (что неизбежно ввиду участия в рейтинге центральных агентств, цитируемость которых на порядки превышает цитируемость прочих СМИ), развернутая таблица цитируемости с указанием всех источников пока не публикуется. Тем не менее, редакция проекта надеется, что новый рейтинг будет интересен как его участникам, так и прочим специалистам в области медиа.