После того, как правоохранительные органы сообщили об установлении личности террористки, приведшей в действие взрывное устройство на станции "Лубянка", в фокусе внимания СМИ оказалось село Балахани Унцукульского района Дагестана. Именно там родилась Марьям Шарипова, "старшая" из террористок-смертниц, совершивших теракты в московском метро. В настоящее время известно, что брат Шариповой Анвар объявлен в федеральный розыск. Также появилась информация, что дом отца Шариповой незадолго до теракта дважды обыскивали правоохранительные органы.

Унцукульский район Дагестана, территория особенная как с географической, так и с исторической точки зрения. "Район населяют аварцы, один из крупнейших народов Дагестана, однако, в отличие от большинства других аварских районов, Унцукульский находится не в горах, а в предгорьях, - отметил в беседе с ИА REGNUM Новости эксперт по Дагестану, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Энвер Кисриев. - Самоназвание аварцев - "люди гор" - к жителям района не вполне подходит, это скорее "люди ущелий". Люди здесь издавна занимались преимущественно садоводством, вообще были ближе к цивилизации, чем "настоящие" горцы. Внутри аварского народа это разделение на "людей гор" и "людей ущелий" сыграло определенную роль и в новейшее время, когда Духовное управление мусульман Дагестана возглавили выходцы из высокогорной Аварии. Речь не шла о внутриэтнической вражде, но определенная отчужденность между жителями Унцукульского района и верхушкой Духовного управления все же иногда проявлялась. А ярлык "ваххабита" в Дагестане нередко навешивался на всех, кто не является безусловным сторонником Духовного управления".

Приверженность жителей района исламу усиливается тем, что на территории района находится село Гимри, родина двух из трех имамов - руководителей сопротивления дагестанцев во время Кавказской войны 19 века, Кази-Магомеда и Шамиля. Вместе с тем, подчеркнул Кисриев, нет сведений о том, чтобы в селах Унцукульского района существовали общины приверженцев "чистого" или радикального (ваххабитского) ислама, как это было, например, в соседней Буйнакском районе (села Карамахи и Чабанмахи) или в приграничном с Чечней Цумадинском районе.

Как ранее отмечало ИА REGNUM Новости, ситуация в районе в последние годы нередко становилась весьма напряженной. С 15 декабря 2007 года по 31 июля 2008 года в селе Гимри и окрестностях действовал режим контртеррористической операции (КТО). Он был связан с тем, что в лесном массиве на территории района орудовало несколько групп боевиков, а в Гимри произошел ряд убийств, в частности, в декабре 2007 года там был убит депутат Народного собрания Дагестана, уроженец этого села Газимагомед Магомедов (Гимринский). Магомедов, по его собственным заявлениям, стремился быть своего рода посредником между силовиками и действующими в районе бандформированиями. Активность бандформирований в районе эксперты объясняют строительством на его территории крупного автомобильного туннеля, "доходы" от охраны которого стремились получить бандиты. Уже во время действия режима КТО, в феврале 2009 года, был убит глава района Казимбек Ахмедов.

Еще одним источником напряженности в Унцукульском районе является стороительство Ирганайской ГЭС на реке Сулак. В зоне подтопления оказалось несколько сел, а также земли, используемые в сельском хозяйстве. В 2008 году жители сел, к которым вплотную подходила вода, организовали в районе палаточный лагерь. Дагестанское правительство принимало экстренные меры для обеспечения переселения людей из этих сел, но до конца проблема не решена до сих пор.

В отличие от Унцукульского района, не известного собственными ваххабитскими общинами, такая община, по всеобщему признанию экспертов, существовала в селе, выходцем откуда является предполагаемый муж Шариповой Магомедали Вагабов, - селе Губден Карабудахкентского района. В конце восьмидесятых годов жители этого весьма богатого по дагестанским меркам села (о губденцах принято говорить, что у них "в каждом дворе стоит по КАМАЗу") одними из первых потребовали снятия всех ограничений в области религии и даже проводили в центре Махачкалы митинги с требованием дать им возможность совершить паломничество в Саудовскую Аравию. Впоследствии среди мусульман Губдена возник раскол. Ваххабиты были в основном изгнаны из села, сейчас сельская община самостоятельно принимает все меры против возрождения ваххабизма, и, в частности, жестко контролирует всех, приезжающих в село, оставив открытым только один въезд, возле которого, по рассказам свидетелей, постоянно стоит "караул" из сельских жителей. Приверженцы Вагабова, по данным правоохранительных органов Дагестана, находятся в лесных массивах предгорной зоны.