Предложенная правительством РФ коммерциализация бюджетной сферы выглядит не экономно, а мелочно, заявил депутат Государственной думы РФ Антон Беляков ("Справедливая Россия"). В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости 7 апреля Беляков отметил, что принятым Госдумой в первом чтении законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения будут обладать практически теми же правами и обязанностями, что и автономные учреждения: прежде всего, правом образовать самостоятельное юрлицо. То есть новые бюджетные учреждения - учреждения медицины, образования, культуры получают право вести деятельность, направленную на получение дохода, если это помогает выполнению основных функций, право брать кредит, право заключаться сделки с госимуществом и распоряжаться им без уведомления учредителя, если оно не отнесено к особо ценному и право заключать особо крупные сделки уже с согласия учредителя. Но самое важное - право выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сказал парламентарий.

Принятие законопроекта приведет к тому, что большая часть услуг станет платной, причем "плата за услуги увеличится, а качество ухудшится", заявил Беляков. "Специфика оказания, скажем, медицинской помощи в России, когда нет ни общих стандартов, ни четкого перечня бесплатных услуг, которые положены гражданам в рамках ОМС, уже сейчас приводит к коммерциолизации здравоохранения, а при таком законодательном "разрешении" сделает это процесс и вовсе необратимым", - заявил депутат.

Кроме того, в проекте закона нет никаких намеков на определение параметров для назначения платы за оказываемые услуги и условий при которых плата может взиматься, обеспокоен парламентарий.

Не содержится в законопроекте и санкций за невыполнение или нарушение выполнения госучреждением полученного задания, на котором теперь и будут зиждиться все гарантии выполнения возложенных на него социальных функций, сказал Беляков.

Не достаточно точно определены и рамки предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, продолжил парламентарий. Так, из формулировки, что "бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано" вообще-то не следует каких-то ограничений, скажем, на организацию в актовом зале школы ночного клуба по воскресениям, если светлая цель - накопить на новую мебель для классов, сказал Беляков. "Пример утрированный, но факт в том, что предложенная формулировка не позволит контролировать предпринимательскую деятельность соцучреждений, которая может осуществляться на базе госимущества, но выходить далеко за рамки профессиональной деятельности организации. Достаточно вспомнить, что все бюджетные организации получат в безвозмездное бессрочное пользования земельные участки, не говоря о недвижимости", - отметил Беляков. И, кстати, продолжил он, теперь, чтобы распоряжаться этим имуществом, за исключением особо ценного, которое утверждается на уровне властей-учредителей, главе созданного юрлица, скажем, директору школы вовсе не надо получать разрешение со стороны учредителя (администрации, региональных или федеральных властей). Разрешение надо просить только при заключении особо крупных сделок.

"Законопроект не только ставит под угрозу действующую бесплатную систему здравоохранения и образования, но и создает поле для весьма плохо контролируемой и коррумпированной предпринимательской деятельности на основе мощного фундамента государственного имущества", - обеспокоен парламентарий.