На прошлой неделе в Риге состоялся круглый стол "Памятники русской культуры в Латвии: кто их должен сохранять?" с участием представителей русской общины Латвии и специалисты, участвовавшие в научной конференции "Памятники русской материальной культуры в странах Прибалтики",- рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости профессор Балтийской международной академии, руководитель Института европейских исследований Александр Гапоненко. В ходе круглого стола был представлен сборник статей, изданный по результатам этой конференции.

"Русские в Латвии создали очень большое количество памятников материальной культуры: церкви и монастыри, театры и дворцы, оригинальные жилые и административные здания, мемориальные ансамбли и некрополи. 120 из них зафиксированы, описаны и скоро выйдет книга о них. Проводившееся нами на грант "Русского мира" исследование показало: сейчас не происходит актуализации этих памятников, русская и латышская общественность, в подавляющем большинстве своем, ничего не знает о существовании и духовной значимости этих памятников", - поделился Гапоненко.

По его словам, не приходит мемориализации важных памятников. Например, место сражения при Мурмуйже в 1701 году, когда разбили отряд Шереметева, где стоит памятник победителям-шведам, а память почти 3 тысяч павших русских воинов до сих пор не увековечена. В Латвии нет ни одного памятника "западникам" - воинам, сражавшимся в годы гражданской войны против большевиков, в том числе и за независимость Латвийской республики - отряд барона Ливена.

Их могилы утрачены и нет ни одного памятного знака. Другая проблема - это захоронения советских военнопленных. Влад Богов в ходе своей исследовательской деятельности выявил огромное количество захоронений (он говорит о могилах 130 тысяч человек) жертв так называемых шталагов. Но ни одно из мест массовой гибели военнопленных не мемориализовано.

"Мало, кто знает о том, например, что здание знаменитого Анатомикума Университета им. Страдиня в Риге было построено для нужд православной Духовной семинарии и около 30 лет использовалось по назначению, пока не было отнято у православной церкви (наряду с другими объектами) властями только что народившейся Латвийской республики. Доведение этого знания до сведения местного русского населения способствует его укоренению на латвийской земле. За 300 лет нашего пребывания в этих краях создано столько, что с полным основанием позволяет говорить о русских как о коренной нации Латвии, без которой невозможно существование латвийского общества, мультикультурного по своей природе", - утверждает исследователь.

На круглый стол был приглашен минстр культуры теневого кабинета оппозиционного политического объединения "Центр согласия", представитель латышской интеллигенции Янис Матулис. В своем выступлении он отметил, что русские памятники должны быть, во-первых, занесены в список памятников государственного и местного значения (большая часть русских памятников в списках не значится), а, во-вторых, государство должно выделять средства на их содержание, должно доносить до людей их значение. По мнению Гапоненко, таким образом, пошел диалог с латышской частью населения, которого русская община ждала 20 лет.

"В ходе своей работы мы описали незначительную часть существующих в Латвии русских памятников. К сожалению русская общественность не уделяла этой проблеме достаточно внимания. Интересовались судьбой отдельных памятников, например, судьбой памятника Петру I. Надо его восстанавливать? Надо. Конечно, не на историческом месте, в центре города, следует уйти от имперской символики. А вот парк Виестура (основанный еще Петром Первым первый общественный парк в Риге, именовавшийся прежде Царским садом -ИА REGNUM Новости) - вполне приемлемое для русских и латышей место.

Вина за удручающее состояние русских памятников в Латвии лежит и на официальных властях, и на русской общине страны. Официальная доктрина исходит из того, что русское население Латвии - это результат послевоенной миграции; русские - это оккупанты, которые не имеют никаких прав, в том числе и на культурное наследие (при этом, в среде латышской интеллигенции есть люди, которые изучали и изучают русское культурное наследие в Латвии).

С другой стороны, сама русская община уделяла крайне мало внимания собственным культурным корням в Латвии: отчасти из-за отсутствия ресурсов, но, прежде всего из-за отсутствия интереса. До недавнего времени русская община не понимала значимости этих памятников, как таковых. Все же стихийно происходил и другой процесс. Так Памятник воинам-освободителям в Риге, советский по форме и по содержанию, русские Латвии превратили в русский памятник, поскольку памятники являются инструментом строительства нации", - полагает Гапоненко.

По его мнению, постепенно русские Латвии начинают это осознавать. В Риге появился памятник Пушкину, в Даугавпилсе установлен памятник градоначальнику Дубровину, восстановлен памятник Барклаю-де-Толли в Риге, в свою очередь памятник русским воинам на Луцавсале восстановлен и поддерживается Рижским бизнес-клубом.

В ходе круглого стола говорилось, что Латвии нужен государственный русский музей. В латвийских музеях накоплено множество экспонатов, которые убраны из экспозиции, дабы подтвердить официальный взгляд на русских, как пришлое, причем в самом недавнем прошлом, население. Говорилось также, что надо ставить памятники - пусть даже дешевые пирамидки или кресты в местах, которые связаны с деятельностью русских в Латвии, отмечать эти места памятными досками.