В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея (ГРМ) в Санкт-Петербурге завершается монтаж выставки Петра Кончаловского, которую устроители назвали "Эволюция русского авангарда". Сегодня, 25 марта, почти завершенную экспозицию показали петербургским журналистам. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, в последний раз выставка Петра Кончаловского проходила в ГРМ в 1996 году, а столь масштабной, охватывающей весь творческий путь художника, не было никогда.

Как сообщила заместитель по научной работе ГРМ Евгения Петрова, в экспозиции представлено 93 живописных и 19 графических работ из собраний ГРМ, Третьяковской галереи (Москва). Выставка организована этими крупнейшими российскими музеями совместно с Фондом Петра Кончаловского при поддержке правительства РФ. После Санкт-Петербурга выставка переедет в Москву.

Как рассказал директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов, 14 произведений художника - это собственность семьи Михалковых-Кончаловских, некоторые картины, в частности "Семейный портрет", демонстрируются впервые, а "некоторые работы буквально сняты с домашних стен, чтобы показать публике". На официальное открытие выставки 27 марта приглашены западные кураторы и журналисты, так как по словам Александра Конова, Фонд собирается продвигать искусство Петра Кончаловского западному зрителю, в частности, во Францию, Великобританию, Италию.

В ГРМ представлены все периоды творческой жизни Петра Кончаловского - от увлечения Сезанном и создания общества "Бубновый валет", увлечения итальянским Возрождением, русским народным искусством, поездки в Новгород и до вступления художника в 1925 году в АХРР - Ассоциацию художников революционной России, до пейзажной живописи и портретов 30-х - 50-х годов. В достаточно политизированное время Кончаловскому удалось избежать политики. Даже от написания портрета Сталина он отказался так, что никто не счел это отказом: сославшись на свою реалистическую манеру работать, он попросил несколько сеансов, чтобы писать вождя с натуры. Сталин на это не согласился и вопрос сам собой угас.

Евгения Петрова считает, что открытие выставки Петра Кончаловского в Санкт-Петербурге и Москве имеет большое значение для художественной жизни России: "При всем знании о Кончаловском понимание его таланта и внеконъюнктурности его творчества пока еще отсутствует". "Он был всегда абсолютно свободен в выборе изобразительных средств", - отмечает Петрова. Сам же Петр Кончаловский в свое время писал:"Если художник хочет сделать гамму скупую по цвету, то он должен пользоваться всеми красками. Он обязаан знать весь язык колорита, иначе это будет лепет".