В Москве дому основателей казахстанского города Гурьева (ныне Атырау - ИА REGNUM Новости) - архитектурному памятнику XVII века - угрожает снятие охранного статуса и реконструкция. Совсем недавно историческое здание недалеко от казахского посольства было повреждено пожаром. Теперь московские власти задумали восстановить памятник. По мнению члена Координационного совета Общественного движения "Архнадзор" Натальи Самовер, проект реконструкции не предполагает бережного сохранения старой постройки. К тому же в расчет не берутся ценнейшие интерьеры дома. Этот факт можно расценивать и как своего рода символ - города Гурьев уже не существует, и непонятно, может ли в этом контексте иметь значение для Казахстана дом основателя нынешней нефтяной столицы республики.

ИА REGNUM Новости: Почему московские власти так и не признали дом Гурьева архитектурным памятником? Есть ли у них основания так считать? Вообще, в Казахстане об этом доме известно катастрофически мало.

Это один из интереснейших памятников Москвы, дом со сложной биографией и драматической судьбой. Примерно в 60-х годах XVII века здесь, в Большом Успенском переулке, позднее переименованном в Потаповский, были построены богатые кирпичные палаты братьев Михаила и Ивана Гурьевых, сыновей знаменитого Гурия Назарьева. Да, это тот самый человек, который в 1640 году построил первый деревянный острог в устье реки Яик для защиты своих рыбных промыслов. Через пять лет сыновья превратили отцовский острог в каменную крепость - так началась история города Гурьева, нынешнего Атырау. Гурьевы были очень богаты, и везде, где жили и вели дела представители этого рода, они оставляли память о себе. Так в Ярославле, на родине Гурия Назарьева, стоит прекрасная церковь Рождества на Волге, опоясанная надписью, гласящей, что храм построен на средства этой семьи.

ИА REGNUM Новости: Но их московский дом - это не только XVII век?

Совершенно верно. Московский дом Гурьевых стал своего рода зеркалом четырех веков истории России. Сейчас в этом доме пять этажей. Сводчатый полуподвал относится к XVII веку, первый этаж - к первой половине XVIII-го (по имени тогдашнего владельца этот дом еще называется домом Кошелева), второй и третий - ко второй половине XIX-го, а два верхних этажа - к 30-м годам XX века. Внешне дом выглядит достаточно скромно, но под штукатуркой сохранились следы убранства в стиле барокко, а интерьеры первого и второго этажа сохранили роскошную отделку 70-80-х годов XIX века - лепнину, росписи, зеркала, филенчатые двери, дубовые окна. А вот надстроенные в советское время верхние этажи оказались сложенными из таких плохих стройматериалов, что в конце концов просто начали разваливаться. Это и стало одной из причин того, что дом был признан аварийным, и жители из него были выселены.

ИА REGNUM Новости:... и на смену жителям пришел бизнес?

Замечу, это очень типично для современной Москвы. Еще 1997 г. дом получает статус выявленного объекта культурного наследия. Это значит, что государство взяло его под свою охрану. Но это не мешает правительству Москвы в 2004 году заключить инвестиционный контракт с некоей фирмой, которая пожелала построить на этом месте шестиэтажный элитный дом с подземной автопарковкой. Понятно, что охранный статус этого объекта делал реализацию таких планов невозможной, и в 2009 году руководство фирмы начинает бомбардировать письмами межведомственную комиссию при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану. Просят снять охранный статус. Одновременно появляется экспертное заключение, в котором утверждается, что "ценные архитектурные элементы" при обследовании здания не выявлены.

А дом тем временем не пустовал. Все пять этажей были населены гастарбайтерами - выходцами из стран ближнего зарубежья, которые, по нашим сведениям, работали в организациях коммунального хозяйства. Они жили там вместе со своими семьями, в доме было много детей. Некто неизвестный исправно собирал с них плату за жилье. Формально выселенный дом ежемесячно приносил своему таинственному хозяину около миллиона рублей, из которых ни копейки не вкладывалось в его содержание, хотя находиться там было просто опасно. Дом был отключен от газоснабжения, и жители готовили себе пищу на электроплитках. Нынешняя зима в Москве исключительно холодная, и в комнатах, где в стенах были сквозные трещины, приходилось включать электрические обогреватели.

ИА REGNUM Новости: Они стали причиной пожара?

Наверное. В ночь с 17 на 18 декабря, когда на улице было 24 градуса мороза, в доме происходит разрушительный пожар. Уже 22-го межведомственная комиссия, которую, кстати, возглавляет Владимир Ресин - вице-премьер правительства Москвы, курирующий вовсе не охрану памятников, а деятельность строительного комплекса - без всякого обсуждения принимает решение о снятии с него охранного статуса.

ИА REGNUM Новости: То есть, другими словами, дом уже обречен?

Не совсем так. Решение комиссии является рекомендательным, последнее слово принадлежит мэру Москвы Юрию Лужкову. Поэтому сейчас мы делаем все возможное, чтобы привлечь внимание общества и городских властей к тому, что Москва может потерять уникальный памятник. Уничтожение палат XVII века - беспрецедентный вандализм; последний раз такое происходило в Москве десять лет назад, но тогда палаты Пикарта на Софийской набережной были снесены тайно, ночью, без официальной санкции городской власти. А такой цинизм напоминает, скорее, о зачистке города в советские времена, только мотивация другая - не идеологическая, а коммерческая.

ИА REGNUM Новости: Известно, что дом Гурьева находится не слишком далеко от казахстанского посольства в Москве. Скажите, обращались ли вы за поддержкой в посольство Казахстана, казахским бизнесменам в Москве?

Нет, мы не делали этого, хотя, может быть, и напрасно. Возможно, если бы городские власти осознали, что это не просто один из многочисленных памятников архитектуры, а памятник общей истории двух стран - России и Казахстана, это могло бы заставить их более внимательно отнестись к его судьбе.

ИА REGNUM Новости: Как вы считаете, сможет ли повлиять резонанс в Казахстане на судьбу этого дома?

Мне хотелось бы надеяться на это. Для наших государств и народов важно находить то, что нас объединяет, и, найдя, беречь это. В многовековой истории Евразии были роды, которые оставили память о себе в истории многих государств. В первую очередь вспоминаются роды завоевателей и правителей великих империй. Но были и другие роды, такие как Гурьевы, которые соединяли далекие страны и чуждые друг другу народы за счет своей предприимчивости. И если вдуматься, в основе существующих экономических связей между нынешними независимыми государствами лежит их наследие.