Законопроект, направленный на совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием, Государственная дума РФ приняла в первом чтении 19 февраля, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. Правительство РФ предлагает ввести в Налоговый кодекс новый раздел, который более детально прописывает нормы о трансфертных ценах и условиях их контроля.

С принятием документа налогоплательщики будут обязаны по итогам года уведомлять налоговые органы о заключении сделок, цена которых подлежит контролю. Налоговые органы смогут запрашивать документы по контролируемым сделкам и проводить в отношении этих документов соответствующие проверки.

К контролируемым сделкам будут относиться, в частности, сделки между российскими взаимозависимыми лицами при условии, что сумма доходов и расходов от всех сделок с взаимозависимыми лицами в календарном году превышает 1 млрд рублей.

При этом сделки, в которых взаимозависимые лица заключают контракты не напрямую между собой, а с участием третьих лиц (цепочки сделок), тоже будут контролироваться. Если сумма доходов и расходов по сделкам со взаимозависимыми лицами в течение года составляет менее 1 млрд рублей, но предметом сделки являются полезные ископаемые, облагаемые НДПИ по адвалорной ставке, либо одна из сторон является плательщиком единого сельхозналога или единого налога на вмененный доход, то такие сделки также подлежат контролю.

Кроме того, налоговые органы будут контролировать внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли (нефть и нефтепродукты, черные, цветные и драгоценные металлы, драгоценные камни). Их перечень должно будет определить Минэкономразвития.

Под контролируемые подпадут также все сделки с компаниями и физлицами, зарегистрированными в офшорах.

Не будут признаваться контролируемыми сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии с поправками, минимальная сумма контролируемых сделок, о которых необходимо сообщать налоговым органам, в первый год действия закона (как ожидается, в 2011 году) составит 100 млн рублей, к 2015 году она сократится до 20 млн рублей, а с 2016 года будет составлять 10 млн рублей.

Кроме того, авторы предлагают расширить перечень источников информации, которая используется для определения соответствия цены сделки рыночным ценам. Так, предлагается использовать данные о ценах и котировках мировых бирж для соответствующих товаров; таможенную статистику внешней торговли РФ; информацию о ценах и биржевых котировках, содержащуюся в официальных источниках информации РФ и других стран; сведения из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; данные о рыночной стоимости объектов оценки.

Если цена в сделке отличается от рыночной, и такое отклонение привело к занижению суммы налоговых обязательств, то налоговые органы будут доначислять налоги.

В соответствии с поправками, неуплату налога, возникшую в результате применения нерыночной цены, и непредставление документов по сделке предлагается наказывать штрафом в размере 40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. рублей.

Налогоплательщики смогут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании. Если условия соглашения выполняются, то налоги не могут быть доначислены.

Планируется, что закон в случае его принятия вступит в силу с 1 января 2011 года, а положения о предварительных соглашениях о ценообразовании начнут действовать с 1 января 2012 года.