В грузинской прессе активно обсуждается идея нейтралитета страны. Ее сторонники считают, что отказ грузинский властей от перспективного плана вступления в НАТО может способствовать оздоровлению взаимоотношений Тбилиси и Москвы. Противники же идеи утверждают, что она сама по себе насаждается Россией с целью дальнейшего ослабления грузинского государства.

Информационное агентство "Пирвели" приводит целый ряд комментариев грузинских политиков и экспертов на эту тему. В частности, сторонник идеи нейтралитета, лидер партии с говорящим названием "Нейтральная Грузия" Валерий Кварацхелия считает, что лоббируемый им внешнеполитический курс - курс на нейтралитет - приведет к тому, что Москва начнет учитывать интересы Грузии. "Политика - не искусство конфронтации, политика - искусство гармонизации интересов, и если мы не учтем интересов России, и коснемся ее национальной безопасности, то это будет такой безрассудной политикой, какую редко можно встретить где-нибудь в масштабе планеты", - считает Кварацхелия.

Его идеи разделяют такие деятели, как лидер политического объединения "Грузинская политика" Гоча Пипия, лидер партии "Имеди" ("Надежда") Ирина Саришвили, а также председатель "Партии народа" Коба Давиташвили. Последний, комментируя данную тему, в частности, заявил: "Грузия не венчалась с НАТО. Если у России будет рациональная политика, и она сформулирует свои требования, мы выслушаем ее условия. К примеру, можно сказать, что мы не венчались с НАТО, и даже к нейтралитету готовы, если восстановится территориальная целостность Грузии".

В числе противников нейтралитета в материале агентства "Пирвели" выступил, в частности, эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили. Он считает, что в поиске пути нейтралитета, Грузия может оказаться перед опасностью "потери независимости". По его мнению, как бы привлекательно не звучала тема нейтралитета для грузинского населения, на практике эта идея "утопическая".

Утопией идею нейтралитета считает и политолог Сосо Цинцадзе. По его словам, ее обсуждают только "правоверные дилетанты". "Грузия интересна миру геополитически, и, к сожалению, этот фактор исключает нейтралитет страны. Те, кто сегодня говорят о нейтралитете Грузии, ничего во внешней политике не смыслят. Учитывая объективные причины - интересы России и Запада, говорить о нейтралитете просто излишне", - заявил Цинцадзе, который уверен, что "Россия не откажется от агрессивной политики в отношении Грузии и в случае поворота с пути к НАТО". "Сказки, думать о том, что Грузия откажется от НАТО, и Россия вернет территории. Объединение страны без международных усилий просто невозможно", - добавил Сосо Цинцадзе.

Эксперт по вопросам Кавказа, бывший дипломат Георгий Мамулия активизацию темы нейтралитета напрямую связывает с тем курсом, который в настоящее время проводит в отношении Грузии "власть Путина-Медведева". "Цель педалирования этой темы - дезориентация нашего населения. Главное то, что сам Кремль никогда не рассматривал нейтралитет Грузии, в прямом значении этого слова, как приемлемый для него Modus Vivendi в отношениях с Тбилиси. Нейтралитет подразумевает невхождение страны ни в один военный блок, что, вместе с тем, исключает пребывание на ее территории военных формирований и инфраструктуры других государств и военных блоков. А это, со своей стороны, абсолютно неприемлемо для Кремля, главной целью которого является заново разместить свои военные базы именно на территории Грузии", - считает он. По словам Мамулия, наилучший пример реальных целей Кремля, положение, сложившееся в Молдавии. "В одном из моих прежних интервью я указал, что в отличие от Грузии, президент Воронин публично отказался от интеграции в НАТО. Несмотря на это, Кремль не только всячески содействовал дестабилизации ситуации в этой стране, но и, пользуясь слабостью Кишинева, не вывел свои войска из Приднестровья, хоть и этого напрямую от него требовал подписанный им же международный договор, в частности, подписанное в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле соглашение. Хорошо, что в отличие от Молдовы, власти Грузии заняли принципиальную позицию в отношении российских баз на территории Грузии. В противном случае мы и сейчас бы имели российские базы в Батуми, Ахалкалаки и Вазиани", - заявил эксперт. По его словам, "подкинутая Кремлем грузинским политическим кругам тема нейтралитета - ничто иное, как идеологическая подготовка первого этапа возвращения Грузии под военно-политический контроль России. "Сначала под покровом нейтралитета должна произойти международная изоляция страны, а затем - непосредственное возвращение российских баз и иной военной инфраструктуры на всей территории Грузии", - утверждает эксперт.