Российско-иранское сотрудничество не носит стратегического характера, причиной чему является мироощущение и деятельность ряда государственных и общественных структур как в Москве, так и в Тегеране. Таково общее мнение участников завершившейся сегодня в Казани двухдневной конференции "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы".

По мнению старшего переводчика посольства Исламской Республики Иран (ИРИ) в РФ Мохаммада Хасана Махдияна, формированию стратегического союза между двумя государствами мешает ориентация части российских государственных и общественных деятелей на США и препятствование ими развитию в России антиамериканских настроений. "Всем известно, что опасения насчет ядерного оружия Ирана лишены оснований, - подчеркнул Махдиян. - Между тем, Россия сторонится открытой политики солидарности с Ираном, хотя потенциально они являются государствами-партнерами, в том числе по вопросам регионального сотрудничества".

Часть проблем двухсторонних отношений, отметил Мохаммад Хасан Махдиян, возникает и по вине иранской стороны: "В Иране есть люди, с подозрением относящиеся к России и развитию отношений с ней". Позицию этих сил выразил представитель университетского сообщества ИРИ, констатировавший, что "Россия воспринимает Иран как тактического, а не стратегического союзника, тогда как стратегическим союзником РФ является Запад". Иранец подчеркнул, что таково мнение не только его профессиональной корпорации, но и "простого народа".

"Да, на нас в этом вопросе (установления стратегических отношений с Ираном) давит Запад, - согласился с такой трактовкой происходящего профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский, одобряющий осмотрительную позицию российского руководства. - Будучи страной как западной, так и исламской, мы должны быть осторожными!". В противном случае, указал он, Россия, как ныне Иран, может столкнуться с режимом санкций со стороны западных государств. Тем не менее, полагает профессор Дружиловский, Москве и Тегерану следует двигаться в сторону стратегического союзничества.

"Исторически другого пути нет", - поддержал его академик АН РТ Индус Тагиров. О необходимости, с одной стороны, развития всех форм (экономических, социальных, культурных, политических) российско-иранского партнерства, а с другой - учета мнения Запада, говорили практически все российские участники конференции.

В мероприятии, организованном Центром евразийских и международных исследований КГУ, международным университетом имама Хомейни и генеральным консульством Исламской Республики Иран в Казани, участвовали практически все ведущие российские иранисты, а также значительная делегация представителей ИРИ. Собравшихся в актовом зале Казанского университета приветствовали вице-премьер - министр культуры РТ Зиля Валеева, чрезвычайный и полномочный посол Ирана в РФ Сейид Махмуд Реза Саджади, директор департамента внешних связей Татарстана Тимур Акулов, отметившие крепость татарстано-иранских связей и неслучайность проведения конференции именно в Казани.

Генконсул Турции в Казани Ахмет Тута, как и другие представители турецкой дипмиссии, в мероприятии не участвовали. С основным докладом от иранской делегации - "Иранская революция как глобальный фактор" - выступил член высшего совета культурной революции ИРИ Хасан Рахимпур Азгади. Эксперты высоко оценивают его шансы стать следующим президентом Ирана. Иранскую делегацию, общение участников которой с российскими коллегами было ограничено, приняли председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и президент РТ Минтимер Шаймиев.