В Рижском порту идет "зачистка" агентов, пишет сегодня, 9 февраля, газета "Бизнес & Балтия". По данным издания, Рижский свободный порт не заключил договоры на 2010 год с половиной судовых агентств на текущий год - контрактов до сих пор нет у 16 компаний из 32. "Зачищенных" таким образом агентов вынуждают подписывать соглашения с "правильными" компаниями, иначе их суда не имеют права зайти в порт.

Именно судовые агентства обеспечивают проход в гавань кораблей и оформление портовых документов. Чтобы нанимать лоцманов, буксиры и оплачивать сборы гавани, агентству необходимо заключить договор с управлением Рижского порта, в котором оговариваются условия работы с гаванью и выдвигаются требования к агентству, например, стабильное финансовое положение, хорошая репутация и так далее.

Агентские компании, желавшие продлить контракт на 2010 год, подали необходимые бумаги еще в ноябре - начале декабря. Однако, по информации газеты, на начало февраля, из 32 агентских компаний в порту только 16 заключили договоры на этот год. Более того, гавань ищет формальные причины для отказа и придирается к бумагам. Так, одним из новых требований порта для агентств стало предоставление от компаний справок из полиции обо всех своих сотрудниках.

"Раньше удавалось до нового года заключать контракт с гаванью. Сейчас у многих, в том числе и у нас, не получилось. Почему так произошло, в чем мы провинились, совершенно неясно. Добиться от порта хоть каких-то объяснений невозможно", - цитирует газета слова агента DFDS TOR line Арманда Белякова.

Возникла ситуация, когда порт не запрещает агентствам, не имеющим договора, платить за его услуги, но привлеченным ими судам пропуск на проход в устье Даугавы не выдается. И компании, желающие трудиться в Риге, вынуждены заключать договора о субконтракте с имеющими договор с гаванью агентствами, уплачивая фирме-посреднику комиссионные.

Прошлой осенью председателем правления столичной гавани стал вице-мэр Риги Айнар Шлесерс. После вступления в должность он пообещал, что грузооборот гавани в ближайшие годы достигнет 50 млн тонн. Судя по отношению к судовым агентствам, которые являются главным источником доходов и грузов порта, пока его слова расходятся с делом, заключает газета.