Станислав Тарасов: Турция на "игле" резолюции Конгресса США по Геноциду армян
Азербайджан, 6 февраля, 2010, 15:50 — ИА Регнум. Сообщения о том, что председатель Комиссии по внешним сношениям в Палате представителей США
С таким выводом трудно пока не согласиться. В первую очередь бросается в глаза то обстоятельство, что Баку и Анкара стали интенсивно готовить "исторический контрудар" по Армении, пытаясь уравновесить политический эффект от готовящейся Резолюции в Конгрессе. В Азербайджане, например, объявлено о начале съемок многосерийного документального фильма о трагических событиях в Баку в марте 1918 года, когда произошли армяно-азербайджанские вооруженные столкновения. В свою очередь Анкара отказала в праве известному французскому композитору армянского происхождения автору знаменитых "Шербургских зонтиков"
Неперспективными выглядят и попытки Турции ввести в оборот "более широкий пласт исторического материала". Так, министр иностранных дел этой страны
Мы это к тому, что для Баку и Анкары "путешествие в историю" - занятие чрезвычайно опасное. Вот почему армянской дипломатии удалось сравнительно легко "подсадить Турцию на иглу Геноцида". В данном случае мы не пытаемся искать правых или виноватых. Это - все лишь фиксация очевидного факта закрепления в большой кавказской политике такого характера исторического материала, который начинает выступать в роли "главного двигателя событий".
Да и в наше время турецко-армянский диалог развивался по накатанной "исторической колее". Напомним, что когда в январе 2007 года впервые Конгресс США приступил к исследованию предложенной Резолюции о Геноциде армян, то этот процесс был временно приглушен только летом 2008 года. В Цюрихе начались так называемые "секретные переговоры" между Анкарой и Ереваном. И вновь, но уже в 2009 году, именно угроза принятия Резолюции подтолкнула Турцию к подписанию сначала в апреле "Дорожной карты", а 10 октября в Цюрихе Протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений. Правда, на сей раз Анкара выступает не совсем в самостоятельной роли: она находится под сильнейшим прессингом Баку и тормозит процесс ратификации цюрихских протоколов. Выход из ситуации турецкие дипломаты усиленно ищут в процедурах бюрократического характера. В конце января Турция предложила начать юридические консультации с привлечением к ним США и Швейцарии для получения правовых гарантий относительно решения КС Армении по армяно-турецким протоколам.
Официальный представитель турецкого МИД Феридун Синирлиоглу побывал с визитом в Швейцарии и провел переговоры со своим швейцарским коллегой
Однако челночная дипломатия Турции пока безуспешна. Проблема Анкары заключается именно в том, что решение КС Армении заблокировало возможности для готовившегося дипломатического маневра: максимально растянуть во времени процесс восстановления дипотношений с Арменией и открытие границ. В итоге битва Анкары и Баку сразу на двух фронтах - с Резолюцией конгресса и решением карабахской проблемы - оказывается проигрышной и в тактике, и в стратегии. Тактически уже сам факт обсуждения в Конгрессе Резолюции будет усиливать антиамериканские настроения в Турции, и антитурецкие - в Европе. Стратегически - попытки вытаскивать, как из хозяйственной корзины, любые исторические документы еще более обостряют и без того напряженные азербайджано-армянские и турецко-армянские отношения, отдаляют карабахское урегулирование. Так начинают сбываться прогнозы, сделанные премьер-министром РФ
В этой связи многие политологи пытаются предсказать дальнейший ход событий. Так директор Армянского центра национальных и стратегических исследований
Однако сценарии подобного рода, по сути, означают публичное признание провалов азербайджанской дипломатии на западном направлении, точно так же как и неудачи турецкой политики на Кавказе. Выступая в этом регионе мира, Анкара видела себя только в роли арбитра, а на самом деле становится жертвой. Сейчас, исходя из того, что ни у Вашингтона, ни у Москвы, ни у Брюсселя нет особых вариантов разрешения проблемы Карабаха, можно предполагать усиление скоординированного давления на Турцию с целью ускорения прохождения через парламент цюрихских протоколов. В свою очередь это будет стимулировать развитие двух параллельных процессов: "проталкивания" - "раненной" Турции на Кавказ, а набирающей силу Армении - на Большой Ближний Восток. В таком раскладе проблема Карабаха пока выступает всего лишь в качестве инструментария для решения задач, контуры которых пока не совсем очевидны.
Не случайно председатель совета директоров Американо-Турецкого Совета (АТС)