В Нижегородской области по итогам 2009 года оборот розничной торговли составил 310 млрд. рублей. В сопоставимых ценах темп роста составил 90%, сообщили ИА REGNUM Новости в областном правительстве.

По данным правительства, снижение оборота происходило в среднем по 0,9% в месяц в течение всего года. В III квартале снижение замедлилось, в то время как в других регионах ПФО (Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Саратовская и Пензенская области) спад продолжался более высокими темпами. В ноябре, декабре в преддверии новогодних праздников удалось превысить объем товарооборота по году над прогнозным значением на 3 млрд. рублей.

Падение потребительского спроса в связи со снижением покупательской способности населения повлияло на развитие торговой отрасли. Торговые сети были вынуждены пересмотреть свой ассортимент в пользу более доступных по цене товаров, отказаться от ряда запланированных инвестпроектов по открытию дополнительных магазинов, корректировать розничные цены и договариваться с поставщиками о снижении отпускных цен.

Снижение розничного товарооборота произошло за счет организаций, торгующих автотранспортными средствами, которые снизили свои объемы от 30% до 80%, и бытовой техникой, где снижение достигло 30 - 40%. При этом, на долю данных организаций приходилась практически половина продаж непродовольственных товаров. Также значительное (до 60%) снижение оборота показали ряд предприятий Облпотребсоюза.

При этом в период кризиса не наблюдалось падение продаж в международных и федеральных торговых сетях, за счет чего торговые сети, в целом, завершили год с небольшим ростом 102,2%.

Вместе с тем, в более сложных условиях оказались региональные сети. При более низких объемах реализации им было сложнее выстроить отношения с поставщиками по увеличению доли более дешевых товаров и нести расходы по содержанию и обслуживанию торговых точек в связи со снижением доходов от продаж.