10 июня в Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства прошло очередное заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей. На заседании, в частности, были рассмотрены вопросы о внесении изменений и дополнений в Закон "О защите прав потребителей", Закон "О рекламе" и в Гражданский кодекс Российской Федерации.

В ходе обсуждения первого вопроса, члены Межведомственного совета отметили, что изменения и дополнения, вносимые в Закон "О защите прав потребителей", направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей, предоставленных действующим Законом. В частности, новацией является установление ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей - импортеров за ненадлежащее качество импортного товара в случае, если на территории Российской Федерации отсутствует организация, уполномоченная на принятие и удовлетворение требований потребителей по поводу качества товара, созданная иностранным изготовителем, или выполняющая соответствующие функции на основании договора с иностранным изготовителем.

Кроме того, предполагается внести в Закон "О защите прав потребителей" дополнения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продаж дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании информации о товаре (услуге, работе), предоставленной в описании, каталоге, по телевидению, через интернет или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара.

Законопроект "О внесении дополнений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс Российской Федерации" также предполагает закрепить дополнительные требования к информации о генетически модифицированных продуктах, устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя в случаях возврата качественного товара, сроки предоставления во временное пользование аналогичного товара на время замены некачественного товара, а также сроки возврата денежных средств, уплаченных за товар, при расторжении потребителем договора в случае возврата качественного товара, не предусмотренные в действующей редакции Закона.

В целях обеспечения разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей, проектом ограничивается право потребителей на расторжение договора при выявлении в технически сложном или дорогостоящем товаре недостатков. Если согласно действующему Закону потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи при выявлении любого недостатка в указанном товаре, то в соответствии с Проектом - только при выявлении существенного недостатка. Введение такого ограничения вызвано тем, что убытки, которые несут продавцы технически сложных и дорогостоящих товаров при расторжении договора потребителем, несоразмерны последствиям допущенных ими нарушений качества.

В проект включен ряд изменений и дополнений, приводящих отдельные положения Закона в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, а также устраняющих неоднозначные формулировки положений Закона, приводящие к неправильному их применению на практике.

Второй рассмотренный на заседании законопроект - "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рекламе" - предусматривает введение новых положений, определяющих состав обязательных сведений и порядок их предоставления в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах. Законопроект устанавливает обязанность рекламодателей и рекламопроизводителей информировать рекламораспространителя о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара. В случае отсутствия в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах, информации о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара или не соответствии ее действительности, потребитель вправе предъявить претензии в отношении качества приобретенного на основе рекламы товара непосредственно к рекламораспространителю.

В результате обсуждения Межведомственный совет принял решение одобрить в целом проекты федеральных законов "О внесении дополнений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс Российской Федерации" и "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рекламе" и рекомендовать МАП России представить первый из них для рассмотрения в правительство Российской Федерации, а второй, доработав с учетом внесенных замечаний, согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.