Министерство России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возбудило дела по признакам нарушения Министерством РФ по связи и информатизации п. 1 и п. 3 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции..." в части необоснованного создания препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке одного и того же товара ( п. 1 ст. 7), а также в части запрета совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов ( п. 3. ст. 7).

Как сообщает МАП, 10 апреля 2001 г. Минсвязи России издал приказ № 118 "Об утверждении "Положения о системе сертификации средств связи для Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации", а также разработал Положение о добровольной сертификации услуг связи и систем качества "Связь-качество". Данное положение устанавливает правила, процедуры и порядок проведения сертификации услуг связи и систем качества.

За органами исполнительной власти закрепляется только следующие функции: - создание системы сертификации; установление правил проведения сертификации; определение центрального органа по сертификации; аккредитация органов по сертификации; установление государственного контроля и надзора; рассмотрение апелляций.

Однако проведенный анализ указанного Положения и существующей системы сертификации средств связи показал, что Минсвязи выполняет функции органа по сертификации, органа по аккредитации, проводит работы по сертификации, аттестует экспертов, тем самым совмещает функции органа исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, ограничивает права хозяйствующих субъектов, необоснованно предоставляет льготы, ставит в преимущественное положение одних хозяйствующих субъектов по отношению к другим.

Министерство не может и не должно выполнять функции органа по сертификации, считают в МАП. Оно не может само себя аккредитовывать и сертифицировать продукцию. Органами по сертификации должны быть организации, которым разрешена предпринимательская деятельность. Кроме того, они должны заключать хозяйственные договоры не в соответствии с поручениями Минсвязи России ( как закреплено в п. 6.7 Положения), а на основе свободной конкуренции.

Таким образом, Минсвязи России осуществляя функции и федерального органа исполнительной власти и органа по сертификации, нарушает требования п. 3 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции....", а ограничивая права хозяйствующих субъектов, нарушает п. 1 ст. 7 данного Закона.

По выявленным фактам нарушения были созданы административные Комиссии, председателем Комиссий назначен заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолий Голомолзин.