Министерства обороны и России, и Грузии не говорят всей правды о войне в Южной Осетии в августе 2008 года, заявляют авторы сборника статей "Танки августа", изданного Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). "В этом исследовании подробно рассматривается ход первого "официального" вооруженного конфликта между Россией и одной из бывших республик СССР", - сообщает "Коммерсант".

"Танки августа" разбиты на три части. Первая посвящена реформированию грузинской армии до "пятидневной войны". Вторая - центральная - подробная хронология военных действий. В третьей части говорится о военном строительстве Грузии после поражения.

В дополнительных материалах рассказывается о потерях сторон и обустройстве российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Авторы исследования доказывают, что решение о начале операции "Чистое поле" грузинское руководство приняло как минимум 6 августа, а не в ночь на 8 августа в ответ на "вторжение" российских войск в Южную Осетию через Рокский тоннель, как утверждает официальный Тбилиси. В то же время в исследовании ЦАСТа утверждается, что ввод подразделений Минобороны России (батальонные тактические группы 693-го и 135-го полков 19-й мотострелковой дивизии) в республику начался через два часа после начала ночного обстрела Цхинвали грузинской армией. "Коммерсант" пишет, что по официальной версии Минобороны РФ, войска вошли в Южную Осетию только утром 8 августа. При этом, как отмечается в исследовании, численность российских войск на протяжении всей этой короткой военной кампании не превышала численности грузинских войск. Во время активных боевых действий с обеих сторон было задействовано примерно по 10 тыс. военнослужащих, так что ни о каком численном превосходстве России, по мнению экспертов, не может быть и речи.

В ходе исследования был составлен неофициальный список потерь российских военнослужащих в этой войне, который соответствует данным Минобороны (74 погибших и более 170 раненых). Грузинская сторона потеряла 170 убитыми и пропавшими без вести и более 1800 ранеными. Уничтожено не менее десяти танков Т-72, три транспортных самолета Ан-2 и четыре вертолета (три Ми-24 и Ми-14БТ), разрушена система ПВО Грузии. В общей сложности в руки российских войск и осетинских ополченцев попало 65 грузинских танков, более 20 БМП, 2 бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, несколько десятков минометов и артиллерийских орудий. Причем, как отмечают авторы "Танков августа", основные материальные потери грузинская армия понесла не в ходе боевых действий, а после захвата ее баз российскими войсками.

Один из важных аспектов - потери российской боевой авиации. Согласно исследованию, российские ВВС потеряли шесть боевых самолетов - три штурмовика (Су-25СМ и два Су-25БМ), два фронтовых бомбардировщика Су-24М и один дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Причем три из них (два Су-25БМ и Су-24М) были сбиты по ошибке своими же средствами ПВО. Кем был сбит еще один штурмовик Су-25СМ, эксперты ЦАСТа затрудняются ответить, но все, по их мнению, указывает на российские войска. Еще четыре Су-25 были сильно повреждены. После завершения боевых действий также разбился и сгорел вертолет Ми-8МТКО. Минобороны РФ признает потерю только четырех самолетов (три Су-25 и Ту-22М3). Грузинская сторона утверждает, что был сбит 21 российский самолет.

Авторами "Танков августа" являются Михаил Барабанов, Антон Лавров и Вячеслав Целуйко.