Скандалом завершилось сегодня, 25 ноября заседание Комиссии Сейма по европейским делам, в ходе которого рассматривалась Национальная позиция Латвии к Совещанию министров образования стран ЕС 26-27 ноября в Брюсселе, одной из тем которого является образование детей иммигрантов, сообщил депутат Сейма Владимир Бузаев (ЗаПЧЕЛ) корреспонденту ИА REGNUM Новости.

В представленной Министерством образования и науки позиции Латвии его внимание привлек следующий вопрос: "Какие факторы могут быть причиной того, что достижения школьников из мигрантов второго поколения по сравнению с местными школьниками все еще различны и даже ухудшились? Какова наиболее эффективная политика как в системе образования, так и вне ее, чтобы исключить эти факторы?". И, соответственно, ответ Латвии на него: "В Латвии неактуальна проблема отличия или ухудшения достижений школьников из мигрантов второго поколения. Централизованные государственные экзамены показывают, что успехи тех школьников, которые осваивают программы образования национальных меньшинств, равноценны и по отдельным предметам (физика, химия, математика) даже выше. Средние результаты централизованных экзаменов показывают, что в учебных заведениях с латышским языком обучения средний результат экзаменов был 53, 66%, а в учебных заведениях с русским языком обучения - 54,31%. На результаты позитивно повлияло успешное введение билингвальных учебных программ, которое обеспечило интегрирование освоение языка и содержания".

У любого иностранца, ознакомившегося с приведенным выше текстом, создается впечатление, что в Латвии существуют две сети образования: общая - для местных школьников и специальная - для обучения детей иммигрантов второго поколения, недоумевает оппозиционный депутат. Между тем в феврале этого года исполнилось 220 лет со дня основания Екатерининского училища, первой русской общеобразовательной школы на территории Латвии, напоминает он.

"К тому же из данных регистра жителей следует, что не менее, чем у 1/3 учащихся русских школ родители являются гражданами Латвии по рождению. Если же они являются детьми бывших или настоящих неграждан, то, пользуясь терминологией министерства образования, подавляющее большинство из них являются "иммигрантами" в третьем - пятом поколениях, и по степени связи с Латвией ничуть не уступают латышам", - говорится в заявлении, распространенном в связи с этим парламентской фракцией ЗаПЧЕЛ.

Его авторы считают, что эта дезинформация понадобилась министерству образования и науки Латвии для того, чтобы оправдать насильственную латышизацию русских школ, которая в тексте Национальной позиции стыдливо названа "введением билингвальных учебных программ". "Признанные министерством успехи русских школ радуют, и свидетельствуют в пользу нашего призыва не отдавать детей в латышские школы. Но у министерства нет доказательств того, что они были достигнуты благодаря, а не вопреки насильственной латышизации школ национальных меньшинств. Напротив, результаты независимых исследований (например, общества "АРКОНА") свидетельствуют о снижении ряда показателей на централизованных экзаменах, которые могут быть интерпретированы, как результаты насильственной латышизации", - говорится также в заявлении.

Прямо на заседании Комиссии Сейма по европейским делам Бузаев потребовал от правительства отозвать вышеупомянутую оскорбительную, по его мнению, для русских школ дезинформацию.