Назначение русского премьер-министра в Ингушетии может улучшить ситуацию в республике и снизить напряжение межклановой борьбы, "потому что он (премьер - ИА REGNUM) будет нейтральным для внутренней традиционной структуры ингушского общества, и президент может на него опираться с большей надежностью". Такое мнение ИА REGNUM Новости выразил заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

Напомним, сегодня, 20 октября, исполняющий обязанности премьер-министра республики Ингушетии Алексей Воробьев утвержден на пост нового главы правительства республики.

Ингушский общественник Магомед Хазбиев полагает, что назначение русского премьера не улучшит ситуацию в республике. "Никакой дядя Степа с Кремля для ингушей ничего хорошего не сделает. Сами ингуши должны себя спасать из этой ситуации...", - заявил Хазбиев ИА REGNUM Новости.

Эксперт по Северному Кавказу Сергей Маркедонов считает, что "проблема не в "пятом пункте". "Проблема не в том, русский или ингуш, это должен быть качественный чиновник - честный, неподкупный - вот единственный критерий", - сказал Маркедонов в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM Новости.

"Русский чиновник в Ингушетии - это не первый раз, - отметил Маркедонов, - премьеры и даже вице-президенты были русские. Можно вспомнить Бориса Агапова (вице-президент при президенте Руслане Аушеве - ИА REGNUM). Можно вспомнить назначение на пост министра внутренних дел Виктора Жирнова, прокурора Юрия Турыгина и т.д. Сказать, что это как-то радикально улучшает ситуацию, нельзя. Вопрос неправильно поставлен. Мы так размышляем: якобы русский - это значит, нет коррупции, ингуш - это значит коррупция. Получается, что кавказцы имманентно к коррупции склонны, а русские не склонны. Это же не так, как минимум".

"Дело не в пятом пункте. Если человек приезжает на Кавказ, и он готов реально проникнуться проблемой региона, если человек достаточно компетентный и честный, его позитивно воспринимает население. Вспомним, например, полпреда Дмитрия Козака, до уровня Козака за эти 18 лет никто не дошел. Козак был многими бюрократическими механизмами связан, но он хотя бы показал, что готов как-то этой тематикой реально озаботиться, с ней сжиться", - отметил Маркедонов.

Магомед Хазбиев заявил, что межклановой борьбы в Ингушетии нет. "Какие-то аналитики, эксперты говорят о какой-то клановой борьбе. Нет здесь никакой клановой борьбы. Здесь была реальная оппозиция, которая боролась с зязиковщиной, просила показать 72 завода и 3,5 млн квадратных метров жилья, которых было видно только кремлевским чиновникам и Зязикову. Была оппозиция, даже не оппозиция, а люди, которые стояли во главе народного протеста, оппозиция - это те, кто рвутся к власти, здесь никто не рвался. Новый президент Евкуров, который сменился в октябре, через два дня встретился со мной, как с одним из лидеров ингушской оппозиции, с Макшарипом Аушевым. Мы отказались от постов, сказали, что нам ничего не нужно, мы не боролись за посты или что-то еще. Здесь нет клановой борьбы", - заявил Хазбиев.

По мнению Маркедонова, ситуация с кланами на Северном Кавказе сегодня не изучена. "Любое рассуждение о явлении нужно начинать с его изучения. У нас сегодня социологического изучения феномена кланов на Кавказе не ведется. Появляются разные политологические всезнайки, которые говорят о том, что там тейпы и кто там какую роль играет, не зная вообще, насколько эти тейпы работают в нынешних условиях - не так, как это описано у этнографов, у путешественников XVIII века, а в нынешних реалиях. Берутся реалии XVIII века и перелагаются на нынешнюю ситуацию. Хватит современный Кавказ изучать по Толстому и Лермонтову. Это классные писатели, я их обожаю, но сейчас другая ситуация, ее надо знать, знать социологически, этнологически", - подчеркнул эксперт.

"Проблема в управлении Кавказом, на мой взгляд, в том, что мы неправильно ставим вопросы и отвечаем неправильно на них, - сказал Маркедонов. - Есть такая дилемма: русского поставят - завтра будет все замечательно. Работают русские мэры в Москве, Волгограде, Астрахани. Что, там нет коррупции? Проблема не в русскости, а в системе власти. Система власти функционирует таким образом, что регион фактически отдан на откуп региональным группам влияния и для того, чтобы как-то поддерживать федеральное присутствие, туда нагоняется огромное количество силовиков, которые друг с другом не контактируют или плохо контактируют, или откровенно конкурируют. Все это приводит к бардаку... В регионе нет российского образовательного присутствия, институтов гражданского общества, поддерживаемых из центра, которые бы действительно формировали новую политическую реальность, и самое главное - нет подготовки новых кадров". По словам Маркедонова, ситуация с назначением премьера сейчас показывает, что "скамейки запасных нет". "И это проблема не ингушей, это проблема федерального центра. С 1991 года времени было достаточно, чтобы сформировать эту скамейку. Кланы плохие, а вы что сделали, чтобы они не работали, чтобы была более современная система? Где эти новые кадры? Выбирать не из кого", - сказал Маркедонов.

"Нужно закончить эти разговоры о клановой борьбе: "варяг" заехал и клановая борьба закончилась". Много достойных ингушей, которые работают по всей России, по всему миру, которые смогут справиться с этой работой в десять раз лучше, чем тот же, которого сейчас пытаются навязать республике", - полагает Магомед Хазбиев.

"Прокурор Турыгин - русский, верховный судья Задворнов (Михаил Задворнов) - русский, министр внутренних дел - русский, все замы - русские, и что здесь, в республике?... Магомед Евлоев (владелец "Ингушетии.ру") на своем сайте ежедневно писал о невообразимой коррупции. Ни одной проверки не было. Прокуратура охотилась за сайтом и лично за Евлоевым", - отметил Хазбиев.

"Никакой дядя Степа с Кремля для ингушей ничего хорошего не сделает. Сами ингуши должны себя спасать из этой ситуации, в которой все зарабатывают деньги", - сказал он. По мнению Хазбиева, все чиновники заинтересованы в войне, которая идет в республике, все, "кроме самого народа".

Назначение русских чиновников на ответственные посты в северокавказских республиках "при советской власти было традицией, оправдавшей себя", отметил Энвер Кисриев. "Но в последние годы, - сказал он, - не всегда "варяги" улучшали ситуацию в республиках Северного Кавказа. Авторитет их, как правило, не был высок. Скажем, в Дагестане назначение прокурора Ткачева (бывший прокурор Республики Дагестан Игорь Ткачев) два года назад ни к чему особо хорошему не привело, обстановку не улучшило, авторитет прокуратуры значительно упал. Это зависит уже от конкретного человека", - считает эксперт.

Напомним, 5 октября президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров распустил правительство и отправил в отставку премьер-министра Рашида Гайсанова. Затем Евкуров направил на одобрение парламента кандидатуру Воробьева. Ранее Воробьев занимал пост секретаря Совбеза республики.