Жители Цхинвала рискуют встретить зиму в палатках и сараях. Об этом заявила председатель общественной организации "Доброе сердце", занимающейся помощью жителям Южной Осетии, пострадавшим от грузинской агрессии, Инара Габараева 8 октября на пресс-конференции в Москву, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. Жители Цхинвала специально приехали в Москву, чтобы рассказать о том, как идет жизнь в городе спустя год после трагических событий августа 2008 года. По словам погорельцев, строительство жилья в Южной Осетии для семей, потерявших свои дома, ведется крайне медленными темпами и с многочисленными нарушениями.

"Наша проблема до сих пор не решена, - начала речь Габараева. - Мы до сих пор остаемся на улице, под открытым небом. И это несмотря на то, что Россия выделила колоссальную сумму федеральных денег. И мы, жители Южной Осетии, понимаем, что это - деньги российских налогоплательщиков, которые нельзя тратить ни на что другое, кроме как на строительство новых домов вместо разрушенных".

Из 10 млрд рублей, выделенных Россией на восстановление Южной Осетии, 1 млрд. предназначен на строительство частных домов взамен сгоревших, отметила она. Как рассказала Габараева, несмотря на то, что Межведомственной комиссией по восстановлению Южной Осетией под председательством замминистра регионального развития РФ Романа Панова было принято решение о строительстве каждому из собственников индивидуального дома площадью 125 кв.м., многие жители Цхинвала были поставлены перед фактом, что им будут предоставлены дома меньшей площадью - 80 кв. м.

"Площадь наших домов урезается, причем, нам не могут предоставить внятных объяснений, почему это происходит. Но ведь деньги на строительство уже выделены, и строительство 1 кв. м оценено в 23 тысячи рублей. Возникает вопрос: куда расходуются эти средства?", - спрашивает одна из жительниц Цхинвала, лишившаяся жилья, Зема Тедеева. "Председатель комитета по восстановлению РЮО Зураб Кабисов отказывается предоставлять нам какие-либо сведения", - сообщила она. Семья Тедеевой, состоящая из пяти человек, по ее словам, как и многие другие цхинвальцы, долгое время скиталась по съемным домам. Сейчас из-за резкого роста цен на недвижимость, Тедеевы не могут позволить себе платить по 7 тысяч рублей в месяц за жилье. Они, рассказала женщина, до сих пор живут в палатке на пепелище своего разрушенного дома, едва сводя концы с концами, выживая на пенсию мужа Тедеевой. "Слово "погорельцы" уже набило оскомину нашим властям. Но нам некуда деться, некуда идти, нам нужна помощь. Мы получили помощь только от России, и безмерно благодарны стране и россиянам за то, что они помогли и помогают осетинам. Но досадно, что многое, к примеру, гуманитарная помощь - прошло стороной мимо нас. Мы боимся, что наши дома также пройдут мимо", - сказала Тедеева.

Адвокат Андрей Столбунов признал на пресс-конференции претензии жителей вполне обоснованными: "Мы не видели никаких документов, регламентирующих изменение строительных норм. Поэтому были поданы запросы в Министерство регионального развития и в Федеральный центр ценообразования. На сегодняшний момент изменение строительных норм не подкреплено ничем юридически". По словам жителей Цхинвала, строительство домов ведется медленными темпами. Несмотря на это, власти неоднократно рапортовали о том, что Новый год осетины встретят в новых домах. "Возможно, что к декабрю часть домов и будет возведена. Но это будут голые коробки, накрытые крышей, лишенные коммуникаций, отопления и подвалов. Что для нас значат подвалы, знают все - в августе 2008 года мы спаслись исключительно благодаря им. Поэтому многие люди, вынуждены за свой счет делать в новых уже построенных домах подвалы", - отметила Инара Габараева.

По ее словам, недавняя встреча жителей Цхинвала с президентом республики Эдуардом Кокойты не принесла ожидаемых результатов. "Президент сказал, что деньги задерживаются, и предложил всем нуждающимся воспользоваться палаточным городком, который построен вблизи от городской свалки мусора и лишен каких-либо условий для жизни. Мы не требуем ничего заоблачного, а лишь отстаиваем свои законные права. Мы бы были рады даже какому-то временному жилью, льготам или социальной поддержке, ведь близится зима. А мы, кроме единовременного пособия от России в размере 50 тысяч рублей, фактически не получили ничего", - рассказала Габараева.

По словам жителя Цхинвала Григория Дзасохова, из 800 домов, которые должны быть возведены в городе взамен сгоревших, сейчас строятся лишь 108. Около 10 семей живут в палатках. Ситуация в районе еще хуже. "В городе есть хоть какая-то работа, а в сельской местности люди жили, главным образом, благодаря домашнему хозяйству. В августе 2008 они потеряли не только кров, но и всю живность, кормившую их семьи", - рассказал Дзасохов.

Для этих жителей Цхинвала остается загадкой и судьба нового Московского микрорайона города. "Он уже построен, но дома стоят незаселенные. Район окутан тайной. Мы не понимаем, почему бы не разместить там временно людей, которые вынуждены ютиться по сараям и палаткам", - удивляется Зема Тедеева.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 30 сентября в Цхинвале прошла акция протеста жителей Южной Осетии, потерявших жилье и имущество в результате грузинской агрессии в августе 2008 г. Около 50 погорельцев собрались у здания правительства в центре города и потребовали, чтобы власти республики объяснили им, по какой причине тормозятся темпы восстановительных работ. Президент Эдуард Кокойты назвал эту акцию "проплаченной".

Вчера, 7 октября, в Цхинвале прошел санкционированный митинг в поддержку руководства Южной Осетии. "Народ и президент и едины", "Нет пятой колонне", "Непозволим очернить кровью завоеванную свободу", "В единстве наша сила", гласили надписи на транспарантах, с которыми митингующие вышли на центральную площадь города. "Осетинский народ прошел через огромные трудности во время прошлогодней войны и не все понимают, в какое трудное положение мы попали. Или понимает, но, с чьей то подачи, сеет рознь в нашем обществе. Мы должны осознать существующие реалии и набраться терпения. В свою очередь каждому потерявшему жилье построят новый дом, надо только дождаться своей очереди", - сказал один из выступавших на митинге.Инал Плиев.