Рост автомобильных грузоперевозок в России, обретя устойчивость на протяжении последних 6-7 лет на фоне оживления потребления, инвестиций и строительства, в прошлом году был прерван кризисом. Среди наиболее пострадавших оказались те автоперевозчики, кто делал упор на экспортные грузоперевозки, перевозки легковых автомобилей, а также те, кто работал с небольшим количеством крупных промышленных предприятий, объемы производства которых резко сократились, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе "Первой экспедиционной компании" ("ПЭК").

Как отметили в компании, перевозчики сборных грузов, безусловно, заметили наступление кризиса - в конце прошлого и начале текущего года спад на некоторых направлениях достигал 20%, однако серьезного падения удалось избежать. Это связано с тем, что основные клиенты "ПЭК" - представители малого и среднего бизнеса. Впрочем, сейчас, по мере роста экономики, в компании ожидают прихода новых крупных клиентов.

Аналитики называют грузоперевозки русским аналогом Beige Book - традиционного отчета американской банковской системы, на основании которого делается вывод о состоянии экономики США. Если объёмы грузоперевозок растут, то, как правило, это объясняется тем, что растёт и вся экономика, если же они падают, то значит, уменьшается спрос на многие товары, и экономика вступает в кризис.

То, что нынешний кризис Россия оставила позади, подтверждают именно данные о перевозках грузов. По словам управляющего директора фонда MidCap Sickle and Hammer Владимира Рожанковского, этот параметр можно отнести к наиболее репрезентативным для уровня деловой активности российской экономики. ОАО РЖД, по его словам, прошло дно в марте.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов уточняет, что если в июле погрузка на железных дорогах составила 97,2 млн. тонн грузов, а в августе она достигла 99,7 млн. тонн. У аналитиков пока нет официальных данных по грузоперевозкам автомобильным транспортом, но, по словам Баранова, "можно с большой долей уверенности предположить, что данные за август будут лучше, чем в июле, что будет свидетельствовать о постепенном восстановлении экономики". Данные автоперевозчиков подтверждают слова экспертов. Как сообщили в пресс-службе "Первой экспедиционной компании" - одного из крупнейших в России перевозчиков сборных грузов, в компании в последние месяцы зафиксировали рост объемов грузоперевозок по всем направлениям. В связи с этим компания намерена открыть новый вид услуг - авиаперевозки. Сейчас, когда топливо подешевело, стоимость доставки авиатранспортом значительно снизилась по сравнению с прошлым годом. Однако основной упор компания намерена делать как и ранее, на развитие сети автоперевозок. Это, в частности, вызвано тем, что в России до сих пор уровень развития автоперевозок серьезно отстает от уровня Западной Европы.

Заместитель управляющего директора ИК "Ленмонтажстрой" Денис Дёмин отмечает, что железнодорожный транспорт по объемам грузооборота до сих пор в 10 раз превосходит автомобильный. "Нереализованность потенциала автомобильного транспорта в России очевидна хотя бы в сравнении с Европой, где ситуация прямо противоположна: благодаря развитой автодорожной инфраструктуре и преобладанию внутрирегиональной торговли над экспортом автомобильный грузооборот более чем впятеро превышает железнодорожный. Причем в течение десятилетия благоприятной экономической конъюнктуры грузовые железнодорожные перевозки в Европе в целом стагнировали, в то время как грузооборот автомобильного транспорта вырос более чем на треть", - подсчитал Дёмин.

По мнению Дмитрия Баранова, "грузоперевозки играют в региональной экономике крайне важную роль, помимо связывания между собой региональных предприятий, производителей и потребителей, грузоперевозки являются одним из важнейших источников пополнения бюджета, они создают большое число рабочих мест и помимо этого несут на себе социальную функцию, соединяя между собой население региона".