Сверхдержавы уже вынесли окончательный вердикт по карабахскому вопросу: Тер-Петросян
Азербайджан, 18 сентября, 2009, 21:14 — ИА Регнум. Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта дошел до той точки, от которой у президента Армении
Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, по его словам, на эту мысль наталкивает, в первую очередь, беспрецедентное заявление президентов Обамы, Медведева и Саркози, обнародованное 10 июля. Этим заявлением, по его словам, они фактически говорят о своей личной вовлеченности в процесс карабахского урегулирования и тем самым значительно повышают уровень посреднической миссии своих стран.
"Подобное, обычно происходит на заключительной стадии процессов урегулирования конфликтов, а это означает, что не за горами и день урегулирования карабахского конфликта", - отметил Тер-Петросян.
"Поскольку заявление сделано на уровне президентов, то следует предположить, что это те принципы, которые больше не подлежат изменению. Ведь не станут же Алиев и Саргсян препираться с Обамой, Медведевым и Саркози, как могли бы сделать в случае с Брайзой, Мерзляковым и Фасье. Спорить бессмысленно, поскольку президенты трех вовлеченных в процесс урегулирования карабахского конфликта сверхдержав уже вынесли и огласили свой окончательный вердикт. Судя по официальной реакции, Азербайджан, кажется, больше и не горит желанием спорить, так как с нескрываемым ликованием воспринял предложенный план урегулирования, раскрыв одновременно некоторые другие детали, важнейшими из которых является то, что пять районов возвращаются сразу, а Кельбаджар и Лачин - пять-шесть лет спустя",- продолжил он.
Власти же Армении постоянно твердят что предлагаемый план полностью удовлетворяет трем требованиям армянской стороны: обеспечению международных гарантий безопасности Карабаха, установлению наземной связи между Арменией и Карабахом и реализации права Карабаха на самоопределение", - отметил экс-президент.
Тер-Петросян отметил, что один из пунктов, по версии властей обеспечивает международные гарантии безопасности Карабаха, но почему-то, в плане урегулирования понятие "размещение миротворческих сил" превратилось в неопределенное выражение "миротворческая операция". Он не считает это случайностью. "По всей вероятности, встретившись со сложностями, и не придя к согласию по национальному составу и численности миротворческих сил, сопредседатели Минской группы
"Основанием для беспокойства также является то, что если вопрос коридора между Арменией и Карабахом не будет увязан с возвращением территорий, и его статус будет определяться на этом этапе, то Азербайджан, используя прецедент пресловутого предложения
В документе, именуемом Мадридскими принципами, по словам Тер-Петросяна, вместо слова референдум, который должен определить статус Карабаха, использовано слово волеизъявление, а для того, чтобы это означало референдум, следовало бы использовать хотя бы выражение "волеизлияние народа". По мнению первого президента, сопредседатели вынуждено заменили слово "референдум", что дает возможность сторонам конфликта по своему усмотрению интерпретировать его и так представить своим обществам.
"Представленный план урегулирования не содержит международных гарантий безопасности Карабаха, не обеспечивает наземной связи между Арменией и Карабахом, и не предусматривает возможности реализации Карабахом права на самоопределение", - приходит к выводу Тер-Петросян. По его словам, отсутствие этих существенных элементов означает, что первоначально задуманные как пакетный вариант урегулирования, Мадридские предложения переродились в чисто поэтапный вариант. "То есть, власти Армении, после долгих метаний и блужданий вернулись к варианту, который они десять лет назад категорически отрицали и считали пораженческим, признаться в чем, им, конечно, смелости не хватает", - резюмировал Левон Тер-Петросян.