Азербайджанский депутат парламента Грузии: "Я против каких-либо льгот по этническому признаку"
Азербайджан, 14 сентября, 2009, 11:31 — ИА Регнум. Интервью с депутатом парламента Грузии, членом парламентского Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Рамином Байрамовым.
ИА REGNUM Новости: С чем связано последнее ухудшение армяно-грузинских отношений?
Могу сказать, что никакого серьезного ухудшения отношений между Грузией и Арменией в последнее время не наблюдается.
ИА REGNUM Новости: На ваш взгляд, если армяне поднимут вопрос о придании армянскому языку регионального статуса, то поднимут ли аналогичный вопрос и азербайджанцы, проживающие в Грузии?
Я не хочу ставить на одну доску регионы Самцхе-Джавахети (армянонаселенный) и Квемо Картли (азербайджанонаселенный). Это разные народы, разные культуры и разные подходы. Порой, если в одном регионе возникает какой-либо вопрос, почему-то этот вопрос переносят и на другой регион, в то время как там существует совершенно другой подход к нему. Что касается мнения активной части азербайджанцев Грузии, могу с уверенностью сказать, что у них собственный взгляд, независимый от внешних игроков и достаточно четкая стратегия. В данном случае я говорю о тех активистах общины, которые реально пользуются уважением и поддержкой азербайджанцев Грузии.
ИА REGNUM Новости: Насколько верно мнение, что интеграция азербайджанцев в грузинское общество замедлена из-за слабого знания грузинского языка, нежелания активно участвовать в общественно-политической жизни страны, и есть ли другие причины, из-за чего азербайджанцы сегодня слабо представлены в госструктурах и местных органах власти в Грузии?
К сожаленью основная часть [азербайджанского] населения, проживающего в Грузии, не владеет государственным языком. Это является серьезным барьером на пути осуществления интеграции. Говорить об этом можно очень много. Я предпочитаю подходить к данному вопросу с практической стороны. Мы стараемся создать в селах, где нет детских садов, подобные учреждения. Это должны быть детские сады с уклоном в обучение грузинскому языку. А там, где имеются таковые, следует усовершенствовать изучение грузинского языка в них. Реализация этого плана зацикливается на выделении достаточных финансовых средств.
Вторая ступень, очень важная с точки зрения интеграции, я бы даже сказал, основной вопрос этой проблемы, - это общественные среднеобразовательные школы в местах компактного проживания азербайджанского населения. К сожаленью, журналисты и неправительственные организации мало заинтересованы вопросами бюджетов этих школ и правовых полномочий. Судьба таких школ зачастую зависит от родителей учеников и от педагогов, которые в свою очередь очень пассивны, многие не имеют понятия о своих правах, чем и пользуются администрации школ. И когда определенные заинтересованные стороны начинают интересоваться положением дел в этих школах, включается институт клановости, который начинает прикрываться одеялом защиты прав национальных меньшинств. И это происходит при поддержке СМИ, которые преподносят населению необъективную информацию. Так что работа в этой области очень сложна, и было бы неплохо иметь новые инициативы по улучшению ситуации здесь.
Третья ступень - это наличие профессиональных педагогов и эффективных методик обучения, над чем в настоящий момент и работает очень усердно Министерство образования Грузии. Что касается кадров, знающих государственный язык, то могу сказать следующее: не каждый человек, владеющий грузинским языком, является профессиональным кадром. Государственные организации не являются шарашкиной конторой, и в них должны работать люди, которые способны внести вклад в укрепление государственности страны, в частности - в его дальнейшую демократизацию.
ИА REGNUM Новости: Вообще как обстоят дела с предоставлением азербайджанцам должностей в госсекторе Грузии?
Например, в Гардабанском районе было привлечено немало молодых кадров, знающих государственный язык. Но в отношении профессиональных кадров имеется серьёзный дефицит, что связано с образованием и оттоком в свое время молодых кадров в другие страны. Я думаю, созданы все необходимые условия, чтобы человек, уверенный в своих профессиональных навыках, смог бы пройти конкурсы и экзамены для получения должностей в госсекторе. Я против каких-либо льгот по этническому признаку и считаю, что есть очень много сфер, где с удовольствием приняли бы желающих по профессиональному качеству. Это, например, сфера судопроизводства, прокуратура, силовые и другие структуры.
ИА REGNUM Новости: Скажите, какова была цель создания Конгресса азербайджанцев в Грузии?
Подобные объединения многократно создавались и раньше, в разные периоды времени. С такими громкими названиями я знаю несколько подобных организаций, например Ассамблея азербайджанцев Грузии и некоторые другие. Считаю, что такие организации должны существовать и вести активную деятельность, но к сожаленью, подобные конгрессы создаются не по инициативе местного населения, а по определенным заказам внешних или же внутренних игроков. Как правило, деятельность этих организации недолговечна. Основные противоречия начинаются внутри их, когда организация насчитывает лишь пару членов. Речь идет о противоречиях внутри организации, и они в частности связаны с политическими взглядами или же с финансовыми интересами. В данный момент названный Вами конгресс переживает внутренний раскол, так как некоторые его члены, истинно верившие в перспективность этой организации, сейчас поняли, что были использованы группой людей, которые узурпировали в ней власть.
Также считаю немаловажным заявить, что подобные организации часто делают заявления от имени всего азербайджанского населения Грузии, не имея на то никаких правовых и моральных оснований. Их заявления часто неверно воспринимаются теми нашими согражданами, которые по разным причинам покинули страну и находятся в данный момент за границей. Я больше чем уверен, что в скором будущем создадутся и активизируются новые объединения, которые будут работать во благо своего региона профессиональными методами. Уже заметна активность молодежи в этом направлении.
ИА REGNUM Новости: Что приносит вам наибольшее удовлетворение на посту депутата грузинского парламента и удовлетворение в роли правозащитника?
Наибольшее удовлетворение я получаю тогда, когда решаю разные глобальные, государственные вопросы, вопросы, касающиеся национальных меньшинств. Удовлетворяет также и то, что есть возможность выступить с разными инициативами, которые касаются улучшения жизни людей, и претворять эти инициативы в жизнь. Я убежден, что попал в грузинский парламент в нужное время, то есть то время, когда все инициативы по улучшению жизни национальных меньшинств находят поддержку в парламенте и в правительстве.