Станислав Тарасов: Кто победит на Каспии - государства или коммерция?
Азербайджан, 12 сентября, 2009, 16:21 — ИА Регнум. В казахстанском городе Актау состоялась встреча президентов Казахстана, России, Азербайджана и Туркмении. Она прошла по инициативе президента Казахстана
В этой связи хозяин саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вынужден был сделать уточняющее заявление: "Мы не обсуждаем сегодня проблему Каспийского моря - естественно, это другая тема. Мы последний раз обсуждали ее в Тегеране, было принято решение следующую встречу провести в Баку. Надеемся, что с участием тегеранской стороны мы все соберемся в скором времени и обсудим этот важный для всех нас вопрос. Поэтому у нас в повестке дня его нет".
Да и самой повестки переговоров в Актау в буквальном смысле не было. Как сообщил помощник президента РФ
Говоря иначе, в Актау лидеры четырех бывших прикаспийских советских республик "сверяли часы" прежде всего по проблематике сотрудничества, а вопрос статуса Каспия, если и затрагивался, то в несколько ином контексте.
Дело в том, что президент РФ
Например, Ашхабад не отказывается от идеи экспортировать свое "голубое топливо" в западном направлении через Иран, поскольку конфликтная ситуация вокруг статуса Каспия и принадлежности его нефтегазовых месторождений снижает шансы на строительство газопровода NABUCCO. Таким образом выводится из игры Азербайджан, который вместе с Казахстаном после распада СССР инициировал приток иностранного капитала в зону каспийского бассейна. Сейчас же позиции Туркмении и Ирана по статусу Каспия, по сути, блокируют проекты строительства трубопроводов по дну Каспия, и определенном смысле выводят Баку и Астану в зону "аута".
При этом нейтрализуются и вроде бы некогда казавшаяся сильной позиция на Каспии России. В таком контексте интересы России, Азербайджана и Казахстана на Каспии объективно начинают совпадать. Теперь они нацелены на изменение правил игры таким образом, чтобы в среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничество на Каспии строилось только на базе широких межправительственных соглашений.
В идеале действительно можно создать межправительственную комиссию прикаспийских стран по экономическому сотрудничеству в рамках организации Каспийского экономического сотрудничества. Но для этого России, Казахстану и Азербайджану необходимо переориентировать свою внешнюю политику в сторону приверженности принципам добрососедства и сотрудничества. Иначе вернуть Туркмению "в строй" не удастся.
Именно в этом и заключался главный смысл продуманной стратегии со стороны этих стран, которые выступили в роли инициаторов встречи глав государств в Актау. Кстати, накануне саммита был обнародован и доклад группы азербайджанских и казахстанских экспертов во главе с заместителем руководителя общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Арастуном Мехтиевым - "Консолидация потенциала "Прикаспийской пятерки": Проблемы и перспективы", в котором двадцатилетняя история постсоветского Каспия была оценена как "череда бесконечных закулисных интриг" и содержится призыв решать проблемы Каспия без участия "внерегиональных игроков". Однако в привлечении таких игроков на Каспий замечен только Азербайджан. Поэтому на саммите в Актау президент РФ Дмитрий Медведев призвал участников "договориться по тем или иным базовым параметрам", попытаться создать такую "работающую модель сотрудничества", чтобы она оказалась привлекательной, как для всех бывших советских республик Каспия, так и для Ирана. Удастся ли?