Узбекистан выражает озабоченность состоянием контроля безопасности плотин в соседних государствах, так как в них нет специализированных вневедомственных организаций, которые бы контролировали их безопасность, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. По словам главного специалиста Госводхознадзора Республики Узбекистан Шухрата Талипова, там контроль рассредоточен по разным ведомствам. Также, нет специального межправительственного соглашения, который бы определял порядок информирования о состоянии плотин межгосударственного значения, об аварийных или чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

"Безопасная эксплуатация плотин на трансграничных реках требует взаимодействия между странами региона. В 2004 году в рамках проекта "Безопасность плотин в Центральной Азии: создание потенциала и региональное сотрудничество" состоялась первая региональная встреча экспертов. Этот проект реализуется при участии Европейской экономической комиссии ООН, при финансовой поддержке правительства Финляндии, в тесном сотрудничестве с МФСА", - отметил узбекский эксперт.

Он также сообщил, что на первой его фазе шел процесс оптимизации и сближения национальных законодательств. Был разработан модельный национальный закон о безопасности гидротехнических сооружений, подготовлен проект соглашения о сотрудничестве в области безопасности. "Сейчас проект соглашения дорабатывается. В нем предусматривается обмен информацией о техническом состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на трансграничных водотоках, совместные обследования, предупреждение, локализация и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Также есть статья об ответственности сторон при причинении вреда населению, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде одной стороны в результате аварии гидротехнического сооружения межгосударственного значения на трансграничном водотоке на территории другой стороны. Проект соглашения предусматривает создание Международной комиссии по безопасности гидротехнических сооружений в Центральной Азии", - подчеркнул представитель Госводхознадзора.

Он обратил внимание на то, что по мировой статистике около половины аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций являются результатом человеческого фактора, связанного с неправильной организацией работ, нарушением норм и правил эксплуатации гидротехнических сооружений, а также неэффективным надзором за их безопасностью. Устаревают конструкции и оборудование. Их эксплуатация требует большей ответственности специалистов высокого уровня квалификации. Эксперт напомнил, что в Ташкенте этой весной в рамках проекта "Безопасность плотин в Центральной Азии: создание потенциала и региональное сотрудничество" состоялся первый региональный учебный курс по обеспечению безопасности плотин, который был высоко оценен специалистами. "Такая учеба необходима так же, как повышение ответственности за соблюдением технологических процессов, режима работы гидроэнергетических сооружений. От этого зависит не только нормальный ритм работы, но, самое главное, - безопасность людей", указал он. "В Центральной Азии специализированная организация создана только в Узбекистане. Мы ведем контроль и надзор за техническим состоянием и безопасностью гидротехнических сооружений первого, второго и третьего классов. Их - 273. Эксплуатируются они Министерством сельского и водного хозяйства, Государственной акционерной компанией "Узбекэнерго" и бассейновыми водохозяйственными объединениями "Амударья" и "Сырдарья". Также Госводхознадзор контролирует берегозащитные и руслорегулирующие сооружения, находящиеся в ведении местных органов власти. С 1999 года формируем кадастр гидротехнических сооружений. В кадастре - полная информация о каждом из них. Представляют ее эксплуатационники, они же представляют декларации безопасности. А Госводхознадзор организует государственную экспертизу деклараций и инспектирует. С 2002 года при Госводхознадзоре создан экспертный совет, принимающий решения по наиболее важным вопросам обеспечения надежности состояния и безопасности работы объектов трех классов. Для проведения натурных наблюдений, диагностики технического состояния плотин и других гидротехнических сооружений создан диагностический центр. Ведется мониторинг за осадкой, смещениями, деформацией. После обследования ставится объекту оценка: удовлетворительно, потенциально опасно, предаварийная, аварийная ситуация. Меры принимаются разные, вплоть до ограничения наполнения водохранилища, пропускной способности ГЭС и насосных станций. Каждый случай - ЧП. Минимизируются риски во время ремонтов. Текущий должен проводиться на каждом водохозяйственном сооружении ежегодно, и раз в три - пять лет положен капитальный ремонт. При работе в ирригационном режиме так и было. К 15 сентября все сооружения останавливали на три месяца. Водохранилища очищали. Эксперты осматривали дамбы. Проверялись гидромеханика, состояние тросов, надежность металлоконструкций насосных станций. Каждый сезон наплавлялись лопасти турбин, ремонтировались агрегаты. При необходимости менялись не только подшипники, но и валы. В это время чистились каналы от ила и растительности и нижние бьефы водохранилищ", - заключил Ш.Талипов.