Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Арзамас посетил Арзамасскую православную гимназию, где принял участие в заседании Ассоциации православно ориентированных образовательных учреждений Приволжского федерального округа. Как сообщили ИА REGNUM Новости в нижегородской епархии, она была создана с целью координирования работы православных образовательных учреждений ПФО.

На заседании были подведены итоги двухдневного семинара Ассоциации, начавшегося накануне. В заключительном заседании приняли участие правящие архиереи Приволжского федерального округа, директора православных гимназий и школ из городов ПФО, духовенство нижегородской епархии.

Для патриарха была проведена небольшая презентация, в ходе которой рассказывалась история развития православного образования в ПФО в целом и в Нижегородской епархии в особенности.

Итоги работы семинара подвел член правления Ассоциации, духовник Вятской православной гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов. Он отметил, что в формировании российской образовательной системы необходимо активное участие Церкви. Школы, входящие в Ассоциацию, имеют различные правовые формы, но все они используют "воспитывающий метод образования": педагоги не ограничиваются простым преподнесением знаний и стараются наполнить учебный процесс духовным воспитанием. Но православные гимназии призваны давать и светское образование высокого уровня, и этого, очевидно, удается достигнуть, поскольку их ученики на выпускных и вступительных экзаменах постоянно показывают хорошие результаты.

По словам отца Гомаюнова, при Ассоциации создан экспертный совет. Он занимается изучением опыта отдельных школ, изданием научных трудов и пособий.

В свою очередь руководитель отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Николай Игошев рассказал, что сейчас в епархии существуют 11 православных образовательных учреждений (10 гимназий и Дивеевская православная школа). Кроме того, в регионе работают 202 воскресные школы, в которых обучаются более 500 учеников. В прошлом году 5 православных гимназий и Дивеевская православная школа прошли государственную аккредитацию, получив очень высокий аккредитационный балл.

Среди существующих проблем Игошев назвал нехватку учебно-методических пособий по православной культуре, а также ощутимый недостаток квалифицированных педагогов. Над решением этих проблем в Нижегородской епархии ведется большая работа. В частности, разработана целостная система подготовки педагогических кадров в тесном сотрудничестве вузов и Нижегородского института развития образования, а с 2007 года в Нижнем Новгороде открылся первый в ПФО Славяно-греко-латинский кабинет.

Патриарх Кирилл выразил одобрение Общественному совету ПФО за инициативу создания Ассоциации.

Говоря о развитии православного образования, он напомнил, что по решению президента в рамках обязательной школьной программы будут преподаваться основы религиозной культуры. Со следующего года этот предмет начнут изучать школьники в 18 регионах России. По мнению патриарха, опыт должен привести к положительным результатам.

"Проанализировав негативную общественную реакцию на это решение, я обнаружил три аргумента "против": нет учебников, нет педагогов, ничего не получится, - сказал Кирилл. - Мы с вами должны так работать, чтобы снять озабоченность в обществе".

Он рассказал, что уже создана редколлегия, которая будет заниматься разработкой учебника по основам православной культуры. Говоря о подготовке кадров, патриарх подчеркнул, что если церковь и не будет прямо участвовать в преподавании ОПК, то она во всяком случае не должна уклоняться от подготовки учителей: "У нас осталось мало времени до начала проекта, поэтому работа по подготовке кадров должна была начаться еще "вчера". Кроме того, мы должны оказывать помощь школам в подборе педагогов. Важно, чтобы у учителя лежала душа к преподаваемому предмету".

Патриарх Кирилл призвал ответственных лиц в сфере образования тщательно продумывать свои действия, потому что "если мы начнем неправильно, выправлять будет трудно". По его мнению, надо найти баланс и соединить церковное образование с современными потребностями.