"Опираясь на идеи декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, мы сумели возродить экономику и социальную сферу после тяжелого кризиса 1990-х годов, укрепить государственность Татарстана, отладить эффективную модель взаимодействия с федеральным центром". Это заявление президент Татарстана Минтимер Шаймиев сделал в своем обращении по случаю ежегодного праздника - Дня Республики, отмечаемого в Татарии 30 августа.

Праздничная традиция насчитывает уже 19 лет. В 1990 году именно в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Однако те, кто живет в Татарстане несколько дольше, помнят, что раньше 30 августа было принято называть "Днем независимости Татарстана". С приходом же к власти президента Владимира Путина название быстро поменялось. Гордое слово "независимость", так ласкавшее слух некоторым политическим деятелям, упоминалось все реже. И совершенно исчезло из обихода после того, как в 2004 году президент Шаймиев, отвечая на вопрос ведущего радиостанции "Эхо Москвы", уточнил для всех, кто еще не понял новых реалий: "Мы называем этот день днем Республики". А с 2000-го года в Казани в тот же день начали отмечать еще и День города. Так что теперь для поборников татарстанского суверенитета легендарная дата выглядит достаточно поблекшей, что заставляет их каждый год требовать возрождения героической традиции.

В этом году на площади перед Татарским драмтеатром имени Г. Камала также собрались активисты Всетатарского общественного центра. "Суверенитету Татарстана быть вечно!" - таким лозунгом-растяжкой несколько довольно пожилых граждан Татарстана пытались привлечь внимание прохожих, однако кроме журналистов и сотрудников милиции к ним так никто и не подошел.

Неподалеку от театральной площади была разбита площадка поменьше, на которой также протестовали, но достаточно тихо - под напевы мусульманских учеников-шакирдов, исполнявших в честь праздника татарские духовные песнопения. Тем не менее, председатель общественной организации "Муслима" 71-летняя Альмира Адиятуллина, пришедшая послушать шакирдов вместе с другими татарскими бабушками, твердо заявила прессе, что мусульманки Казани находятся в крайней тревоге - они протестуют против проведения Первого фестиваля современной культуры в Казанском кремле, намеченного организаторами на начало сентября. Во-первых, фестиваль собираются проводить неподалеку от мечети Кул-Шариф, а во-вторых, развлечение в дни священного месяца Рамазан неуместно. И на этот счет мусульманками-активистками президенту Минтимеру Шаймиеву уже направлено соответствующее обращение. Несмотря на явную надуманость протеста, не исключено, что президент пойдет "Муслиме" навстречу. Ведь в свое время именно Альмира-апа с подругами добилась от МВД разрешения для мусульманских женщин фотографироваться на паспорт в хиджабе. А здесь всего лишь фестиваль современной культуры.

После того как националы ушли, на площадь прибыл президент Шаймиев. Президент был явно в приподнятом настроении, что не преминуло сказаться на определенной восторженности его речи, с которой он обратился к собравшимся. "Эти годы показали, что мы зрелый, дружный, трудоспособный, трудолюбивый, талантливый народ, - ласково улыбаясь зрелому и дружному народу, стоявшему на площади, сказал президент. - То, что мы с вами сохраняем межнациональный мир, согласие, веротерпимость, созидаем - показывает пример всему миру, всей России. Это наша с вами заслуга. Спасибо вам за все это от всей души".

Вероятно, если весь мир пока не совсем в курсе, с кого ему следует брать пример, то это только вопрос времени. Ведь вся Россия уже давно берет пример с Татарстана и откровенно завидует его успехам абсолютно во всех областях. Косвенно в тот же день данный факт подтвердил спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин, который также поздравлял татарстанцев с Днем республики. "Татарстан сегодня - крепкая в экономическом плане, дружная, защищенная в социальном плане республика, которая имеет все шансы и возможности в посткризисный период занять достойную нишу своей продукцией, трудом миллионов наших людей, а также огромным потенциалом, который у нас есть", - сказал Фарид Мухаметшин. Ключевым словом в этой фразе может стать прилагательное "посткризисный", которое пока явно перевешивает все заявления об экономической состоятельности республики, занимающей третье место в России по объему госдолга. Но разве это может быть помехой для праздничных надежд?

В остальном все прошло как обычно. Трудоспособные, трудолюбивые и талантливые граждане республики (а также многочисленные гости столицы Татарстана) целый день гуляли по городу по параллельным улицам: от центра - к Ярмарочной площади и обратно. Вечером у казанского кремля должен был состояться праздничный концерт с участием специального гостя из Москвы - певца Владимира Маркина. Раньше на праздничные концерты из Москвы прибывали другие гости. И не только из Москвы. В прошлом году, например, приехали даже Патти Смит и Кейт Эмерсон, а из отечественных звезд - Земфира, не говоря уже о практически прописавшейся в Казани "Машине времени". В этот же раз казанцам пришлось слушать про сиреневый туман многолетней давности и про такой же "песок, по которому ты ходила".

Так или иначе, нынешний День республики вызывал воспоминания о былом, которые возникли у многих казанцев, привыкших к пышным торжествам. В интернет-блогах уже появились разочарованные записи, о том, что "праздник нынче не тот", многие заявили, что вообще не пошли, "поскольку все и так известно". В политических же кругах праздник принятия судьбоносной Декларации о суверенитете Татарстана давно называют День сувениритета, намекая на отсутствие первоначального смысла в отмечаемом событии. Тем не менее, 30 августа в Татарстане продолжают отмечать с упорством, достойным лучшего применения, и вспоминать про некие политические заслуги, до которых большинству приходящих на ярмарочную площадь уже нет никакого дела. Вероятно, со временем традиция будет дрейфовать в сторону вполне понятного и популярного во всем мире Дня города, но произойдет это не сразу, а только когда декларация о государственном суверенитете Татарстана займет положенное ей место. В музее или где-нибудь еще.