Новороссийск неоднократно посещали многие высокие чины, в том числе и члены правительственного кабинета, ведь в Новороссийский транспортный узел крепко завязаны самые серьезные интересы страны. Но визиты высокопоставленных лиц мало что приносят самим жителям. Обычно гости не интересуются нуждами местного населения.

Последний, кого в городе принимали, глава российского правительства Михаил Касьянов, тоже никаких просьб выслушивать не стал. Москву интересуют только порт, труба, таможня, дающая треть валютной выручки стране, и возможность привести сюда из Севастополя военно-морской флот. А город между тем мучается проблемами, решить которые только государство в состоянии.

Даже главный для города документ - генеральный план развития - был вызван к жизни потребностями транспортного узла. Понадобилось просчитать, куда развиваться порту и его сателлитам, чтобы городу (его жилью, социальным объектам) не вторгнуться невзначай на территорию стратегического соседа. Попутно и город получит возможность занять бумажный плацдарм и драться за определенные генпланом площади под жилую и прочую непроизводственную застройку.

Только площади эти невелики. Все восточное побережье Цемесской бухты разработчики генплана считают целесообразным использовать и резервировать для портового строительства и объектов, связанных исключительно с грузопереработкой. А размещать здесь жилье, учебные или медицинские заведения авторы генплана считают недопустимым.

Трудно даже сказать, кому из новороссийцев приходится выдерживать наибольший удар по здоровью. Люди, живущие рядом с нефтяной "трубой", в этом списке не на первом месте. Нефтяники, несмотря на потенциальную опасность транспортируемого продукта, укладываются в разрешенные природоохранными службами нормы. А наиболее высокий уровень загрязненности воздуха фиксируется мониторинговой лабораторией на Сухумском шоссе. Здесь большая концентрация промпредприятий - цемзаводы, асфальтобетонный завод, "Шиферник", "Красный двигатель", литейный цех завода "Экомаш", портовые сооружения. Но, главное, федеральная автотрасса, связывающая центр страны с самой южной точкой - Сочи. Интенсивный автомобильный поток, включающий большегрузы, обеспечивает местным жителям превышение в воздухе предельно допустимых концентраций двуокиси азота (1,5 ПДК), формальдегида (3,3 ПДК), бензопирена (5 ПДК). В целом Восточныму округу достается самое большое количество вредных выбросов в атмосферу - более 10 тысяч тонн в год.

Какие же рекомендации дают разработчики генплана, чтобы улучшить условия жизни новороссийцев? Московские ученые предлагают "свернуть" жилищные функции территории от ул.Мефодиевской до самого Шесхариса, "выморачивать" жилье, расположенное в пределах санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных объектов (например, очистных сооружений и котельных). А также отработать экономические механизмы "выдавливания" экологически опасных объектов из зон, где новороссийцы живут и проводят свободное время.

Ну как можно представить себе механизм, который "выдавил" бы, скажем, торговый порт, дающий работу тысячам новороссийцев и достаток едва ли не каждому пятому жителю города, или потеснил "Новоросцемент", обеспечивающий верным куском хлеба три тысячи семей, или нефтеналивную гавань?

Или как выдавишь из самой подходящей по природным условиям для отдыха Южной Озерейки КТК, за право провести трубу которого по российской территории бился чуть не весь дипломатический корпус страны? Это не рыбозавод и не колбасная фабрика, и не цех винзавода, которые намечались к выносу за пределы городской застройки в 1985 году, да так и остались на месте. Тут не просто интерес акционеров. Тут целое государство, экономика которого почти целиком сидит на сырьевой базе и слезать с нее в ближайшие годы не собирается. Нефть, металл, лес - все, что можно обменять на доллар, страна будет вывозить. "Морские ворота" должны становиться все шире и шире. Ну а если они теснят "аборигенов", то не в традициях нашего государства оглядываться на частный интерес маленького человека.

Вывод жилья из санитарно-защитных зон - перспектива даже и не сомнительная, а просто фантастическая. Старожилы помнят лишь один случай, когда людей отселили из санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - еще в советское время, когда в городе был бум жилищного строительства и Москва выделяла на это деньги, такое сумел сделать цемзавод "Пролетарий". А на сорока тысячах квадратных метров, планировавшихся к выводу из санитарных зон с 1990 по 1995 год, люди живут до сих пор.

Государство не хочет тратить деньги на решение социальных проблем в регионах, где они заработаны. (К примеру, одно только ОАО "Черномортранснефть" в год отдает казне более двух миллиардов рублей, из них почти половина поступает в бюджеты муниципальных образований в тех регионах, по которым проходит нефтяная труба).

Очевидно, решив не брать на себя финансовое бремя, государство разрешило сокращать санитарно-защитные зоны, переведя стрелки на сами предприятия. Ведь сократить СЗЗ можно только одним путем: технологическими, инженерно-техническими и организационными мероприятиями, уменьшающими вредное воздействие на окружающую среду. При условии солидных капитальных вложений это действительно имеет эффект. Морской торговый порт, например, некоторое время назад внедрил новую линию по перегрузке минеральных удобрений, нефтяники тратят на природоохранные мероприятия более трех миллионов долларов в год. А государство?