Строительство жилья и жилищная политика Москвы

"Правительство столицы не будет проводить новых конкурсов по выкупу жилья у застройщиков, заявил журналистам руководитель комплекса экономической политики и развития правительства Москвы Юрий Росляк", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 11 августа. ""Мы закупили те объемы жилья, которые были необходимы городу: 420 тысяч квадратных метров... Часть жилья город уже получил в июне, другая часть сейчас оформляется. Мы серьезно поддержали застройщиков. Приобретенный объем был достаточным для того, чтобы повлиять на остановившийся к тому моменту рынок. Теперь нам эффективнее напрямую финансировать строительство жилья за счет бюджета, потому что нельзя останавливать программу реконструкции ветхого пятиэтажного фонда. Дома для переселения - это основной социальный заказ"... Отмену результатов первых конкурсов чиновник пояснил тем, что застройщики предложили завышенную, по оценке властей, цену. "Поэтому мы были вынуждены признать конкурсы несостоявшимися. Был один представитель строителей, который монопольно предложил нам цену на уровне 80 тысяч рублей. Это был явно завышенный уровень. И уже следующие аукционы позволили нам выйти на совершенно другие показатели - примерно 40 тысяч рублей за квадратный метр", - сказал Росляк. Он считает эту цену объективной", пишет "Вечерка".

"Бюджет Москвы на 2009 г., неоднократно корректировавшийся из-за кризиса, снова изменится. Как сообщил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, дефицит столичной казны планируется увеличить на 40-45 млрд руб.", пишут "Ведомости" в номере от 12 августа. "Это, по его словам, связано с нехваткой средств для строительного комплекса Москвы. "Денег не хватает всему стройкомплексу: и на возведение дорог, и на жилье, и на метро"... Он также отметил, что из-за кризиса расходы на строительство в столице в 2009 г. были сокращены практически в два раза. Поправки в горбюджет 2009 г. Мосгордума рассмотрит и примет оперативно, скорее всего в сентябре, чтобы сохранить потенциал столичного стройкомплекса, пообещал депутат... Инвестиционная программа столицы на строительство на 2009 г. была сокращена с 240 млрд руб. до 190 млрд руб., сообщал ранее руководитель Мосгорзаказа Леонид Моносов. В условиях кризиса бюджетные средства эффективнее всего тратить на строительство, считает президент Института экономики города Надежда Косарева. "Будут и задействованы строительные организации, и люди обеспечены работой, и город получит инфраструктуру. Кроме того, строительный сектор имеет мультипликативный эффект и тянет за собой производство стройматериалов, коммунальных ресурсов и т. д.", - объясняет она".

Несмотря на это, строительство в столице все же не свернуто. Дефицит средств - далеко не единственная проблема; в период кризиса никуда не делся и дефицит земель. Приходится искать варианты. "Главный архитектор столицы Александр Кузьмин сообщил журналистам, что в связи с тем, что в Москве почти не осталось крупных площадок под строительство жилья, возводить новые дома планируется в промышленных зонах и ветхих кварталах", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 13 августа. "Александр Кузьмин уточнил, что в 2011-2015 годах в нашем городе планируется построить 10,2 миллиона квадратных метров жилья на реорганизуемых территориях и в производственных зонах. Своеобразный акцент делается на Западный админстративный округ - здесь должно появиться 2,5 миллиона квадратных метров жилья. А вот в ЦАО нового жилья будет меньше всего... Первый заместитель руководителя департамента городского строительства Москвы Владимир Хайкин заявлял, что до 2025 года в Москве планируется снести 22 миллиона квадратных метров некомфортного жилья. На его месте предполагается возвести жилые дома - 10 миллионов квадратных метров. Хайкин напомнил, что под термином "некомфортное жилье" подразумевается все дома высотой пять и менее этажей. Исключение - памятники архитектуры и небольшой объем панельных девятиэтажек".

"Настоящий обвал ждет московский рынок новостроек в 2010 году", констатирует "Московский Комсомолец" в номере от 14 августа. "Городские власти продолжают пугать москвичей мрачными перспективами. В начале недели Департамент финансов опубликовал проект городского бюджета на 2010 год, в котором финансирование целого ряда городских программ (в частности, капремонта, строительства гаражей и стоянок) предлагается сократить до минимума. А вчера свою ложку дегтя в перспективные планы горадминистрации внес Департамент экономической политики и развития (ДЭПР). Согласно прогнозам этого ведомства, ВРП в 2010 году в Москве практически не вырастет, безработица достигнет 1,4% (ранее власти обещали удержать ее в рамках 1%), а зарплаты москвичей увеличатся максимум на 11%. Среди отраслей городской экономики наибольший провал ждет строительство. В следующем году на территории города планируется построить всего 1 млн кв. м жилья, из которых 730 тыс. кв. м пойдет на социальные нужды. Напомним, что в предыдущие несколько лет объемы жилищного строительства в Москве достигали 5 млн. кв. м, а в текущем году строители обещают ввести в строй 3 млн. кв. м новостроек, в том числе 1 млн кв. м для очередников, переселенцев из пятиэтажек и молодых семей. "Это настоящий обвал. По сравнению с докризисным периодом объем социального строительства сокращается более чем в три раза, а в целом по рынку показатели падают в пять раз. Но по-иному и быть не может, ведь в 2009 году строители достраивают ранее начатые объекты, а новых строек никто не начинал", - говорит источник "МК" в горадминистрации", пишет газета. ""Необходимо понимать, что в нашем прогнозе содержатся предварительные цифры. Если благоприятные тенденции в экономике, которые мы наблюдаем в последние месяцы, сохранятся, то все данные будут пересмотрены", - заявил "МК" представитель Департамента экономической политики".

"Более 90% сделок на столичном рынке жилой недвижимости приходятся на эконом-класс, подсчитали аналитики агентства недвижимости "Агент 002". До кризиса квартиры средней и высшей ценовой категорий занимали более 50% в структуре сделок, а сейчас москвичи все чаще выбирают недорогое панельное жилье и даже комнаты. Другие риэлторы соглашаются, что такая картина наблюдается на вторичном рынке, но при этом они отмечают, что снижение цен в новостройках поддерживает спрос в бизнес-классе", отмечает "РБК daily" в номере от 11 августа. "По данным "Агента 002", за прошедшие семь месяцев 2009 года количество сделок в дешевом сегменте жилья достигло 92% от общего объема сделок. В прошлом году этот показатель не превышал 43%. Таким образом, доля покупок эконом-квартир выросла в этом году более чем вдвое. На бизнес-класс и элитное жилье пришлось соответственно 6 и 2% совершенных с начала года сделок, говорится в обзоре. Для сравнения: в докризисное время на квартиры средней ценовой категории приходилось 38,8% продаж, высшей - 18,2%... "Действительно в настоящее время количество сделок купли-продажи столичного жилья в эконом-классе больше остальных, - подтверждает генеральный директор аналитического консалтингового центра "Миэль" Владислав Луцков. - Тем не менее, по нашей оценке, доля таких сделок составляет порядка 70%". Он поясняет, что значительную часть сделок с эконом-классом дает вторичный рынок, тогда как на рынке новостроек большинство покупок проходят в бизнес-классе... При этом опрошенные РБК daily участники рынка ставят под вопрос корректность сравнения прошлогодних и нынешних сделок. "За этот год число сделок в принципе упало где-то на 50% по сравнению с прошлым годом", - замечает президент "Century 21 Россия" Нури Катц. Однако официальные данные Федеральной регистрационной службы (ФРС) более позитивны: количество регистраций сделок по купле-продаже квартир во втором квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось на 26%, с 18,9 тыс. до 13,8 тыс. сделок. В первом квартале этого года через ФРС прошло менее 9 тыс. сделок".

"В столице заработал новый вариант решения квартирного вопроса: наем жилья в складчину с городом. Начиная с нынешнего года мэрия оплачивает москвичам-очередникам половину стоимости съемной квартиры. Правда, желающих пока немного: хозяева боятся засветиться в налоговой, а квартиросъемщики не готовы к бумажной волоките и визитам проверяющих", пишут "Известия" в номере от 12 августа. "Если в западных странах многолетняя жизнь в съемной квартире - норма, то в Москве пока скорее способ перебиться до покупки собственного жилья. А уж получение городской компенсации на аренду жилья - вариант для очень экстремальной жилищной ситуации: достаточно посмотреть список категорий москвичей, которые могут на эти деньги претендовать... Кроме того, на деньги города могут претендовать люди в совсем отчаянных жилищных ситуациях - например, бывшая семья владельца квартиры, оказавшаяся на улице после ее продажи... Всего таких крайне нуждающихся, по данным департамента жилищной политики, в Москве набралось 352 семьи", отмечает газета. "Наплыва желающих сдать квартиры очередникам не наблюдается - ведь оформлять все придется по-белому: заключать договор, указывать в нем полную сумму оплаты, деньги получать безналичным переводом на банковский счет. Это значит, что рано или поздно налоговики заинтересуются арендными доходами - а к заполнению деклараций и визиту в налоговую готовы далеко не все квартировладельцы. Квартиросъемщиков также ожидают не совсем типичные хлопоты: им придется представлять в Центр арендного жилья (оператор городских жилищных программ) платежки, подтверждающие оплату квартиры, - только после этого раз в три месяца они смогут получить компенсацию. Или, к примеру, они должны быть готовы к посещению проверяющего из жилищного департамента - в договоре о наеме оговаривается право города контролировать, действительно ли люди живут в съемной квартире, а не пускают квартирантов за вдвое большие деньги или просто договорились с соседом, чтобы получать от мэрии халявные доходы... Всего за полгода город уже выплатил квартиросъемщикам 13 800 000 рублей".

Коммерческое строительство

"Lotte Group, одна из крупнейших финансово-промышленных групп Южной Кореи, по­строившая на Новом Арбате торгово-офисный центр Lotte Plaza (85 тыс. кв. м), запускает свой второй девелоперский мегапроект в Москве", сообщает "РБК daily" в номере от 10 августа. "Как стало известно РБК daily, Lotte Group стала основным инвестором строительства российско-корейского культурного центра. К 2012 году девелопер должен возвести на ул. Профсоюзной многофункциональный комплекс площадью 60 тыс. кв. м и стоимостью 135 млн долл. Эксперты называют этот проект знаковым для Lotte Group, которая с 1997 года реализовала в России лишь один девелоперский проект... Согласно баннерам, информирующим о начале прокладки инженерных сетей для российско-корейского многофункционального культурного центра, заказчиком работ выступает АО "Лотте Инжиниринг & Констракшн Ко, Лтд.". В АО сообщили РБК daily, что в 2008 году ООК привлекло Lotte Engineering & Construction в проект строительства МФК в качестве основного инвестора и генподрядчика. "В настоящее время идут подготовительные работы", - сообщил собеседник РБК daily. По его словам, Lotte не собирается замораживать проект или выходить из него. В ООК подтвердили эту информацию. Президент ООК Василий Цо уточнил, что в проекте культурного центра участвуют три соинвестора - ООК как правообладатель земельного участка, Русско-корейский коммерческий центр (РККЦ, создан при участии ООК и ряда инвесторов) и структура Lotte Group - компания "Лотте Европа" (Lotte Europe Holdings B.V.)... По словам г-на Цо, согласно последнему распоряжению правительства Москвы завершить строительство 24-этажной башни с двухуровневой подземной парковкой девелопер должен в декабре 2011 года, а открыть МФК - в конце 2012 года".

Дорожно-транспортное строительство в столице

"Насыщенность улично-дорожными сетями в Москве примерно в четыре раза ниже, чем в Нью-Йорке, и в три раза ниже, чем в Лондоне и Париже, рассказал во вторник на пресс-конференции, посвященной Генплану Москвы до 2025 года, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 11 августа. "По информации Блинкина, в странах американо-австралийского типа (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), в частности, в таких городах как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, улично-дорожные сети занимают до 35% от общего объема территорий города. В Европе, продолжил он, насыщенность дорогами чуть хуже - там улично-дорожные сети занимают 20-25% территорий... В азиатских агломерациях, где земли для дорожного строительства вообще практически нет, улично-дорожные сети занимают 10-12% (Сингапур, Гонконг)... "Что касается Москвы, то здесь территории побольше, но, при этом в столице РФ улично-дорожная сеть занимает 8,4% территорий, а по проектировкам генерального плана будет занимать 8,7% от общего объема города", - указал он. По мнению Блинкина, подобная ситуация является нарушением макропропорций, и "в таком городе жить нельзя"... Как считает он, все грандиозные транспортные объекты, которые были построены в столице за последние 15 лет, не улучшили транспортной составляющей", констатирует газета. ""Я считаю, что необходимо убрать все эти стройки для бессветофорного движения из центра во Внуково или Шереметьево и так далее. В транспортном смысле строительство таких шоссе ничего не изменит. Давайте обустраивать московские задние дворы (выезды с Люблинского на Волгоградское шоссе, обустройство Щелковского шоссе), которые имеют убогую пропускную способность и нулевую связанность - одна авария случилась, и город заткнулся"", цитирует "Вечерка" слова специалиста.

"Вынужденное сокращение расходов пришло во все дома, не минуло оно и общий дом - столицу. Аккуратнее стали строители относиться к расходам, в том числе на дорожное строительство", продолжает тему "Вечерка" в номере от 12 августа. "Один из главных выводов, важных для судьбы трасс столицы заключается в том, что остановка строительства - не панацея от затрат. Дело в том, что остановка дорожного строительства не влечет за собой остановку расходов на ее содержание, совсем наоборот: достроить дорогу во многих случаях дешевле, чем оставить в стадии полуготовности. Здесь речь идет только о чисто финансовых вливаниях. Пример тому - Живописный мост, являющийся частью Звенигородского проспекта. Из-за кризиса знаменитая "летающая тарелка" - сложнейшее в инженерном отношении сооружение, должное стать рестораном - простаивает, а его обслуживание ведется, требует средств, которые не компенсируются. Это иллюстрация к тому обстоятельству, что строить дороги надо, это необходимо не только для развития транспортной инфраструктуры города, но и для уменьшения затрат на них. Коротко говоря, лучше и дешевле строить дороги, чем не строить их", отмечает газета. "Вместе с тем заммэра в правительстве Москвы Юрий Росляк призвал не забывать и о том, что дорожно-транспортная сеть Москвы - не только дело столичных властей: "Москва - это самый крупный российский перекресток по всем видам транспорта, и без участия государства в "расшитии" узких мест в транспортной системе, без вовлечения в эту программу Московской области и прилегающих областей нам не удастся радикально улучшить ситуацию в городе. Целый ряд работ в программе предусмотрен, в ней отсутствует только одно - выделение средств из государственного бюджета"... Уже в этом году, несмотря на сложные экономические условия и сокращение всех бюджетных расходов, дорожные строители порадуют автомобилистов сдачей некоторых ключевых участков. Открыта первая часть Волоколамского тоннеля на Соколе, к концу года откроют и обратное направление, а также часть Балтийско-Алабянского тоннеля в сторону улицы Балтийской. Будут полностью завершены работы на Крестовском путепроводе, открыт прямой ход Звенигородского шоссе по четыре полосы в обоих направлениях. К концу года будет построена эстакада от Звенигородского шоссе до Кутузовского проспекта на Третьем транспортном кольце. В стадии завершения работы на Варшавском шоссе. Не так уж мало для сложного в финансовом отношении года. Между тем дорожные строители уже продумывают программу на следующий год".

"Столичные строители, похоже, наконец определились со сроками завершения реконструкции Большой Ленинградки. Одна из основных транспортных артерий, ведущих к центру Москвы с севера, должна полностью избавиться от технологических пробок в 2012 году. Об этом заявил в минувшую субботу во время традиционного объезда стройплощадок Москвы первый заместитель мэра Владимир Ресин", пишет "Время новостей" в номере от 10 августа. "Сам по себе перенос сроков ремонта Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе для столичных автомобилистов не новость. О большой вероятности того, что строители не уложатся с окончанием реконструкции до 2010 года, столичные власти заявляли еще в мае. Отсрочку объясняли техническими сложностями при строительстве глубокого тоннеля между улицами Алабяна и Балтийской в районе метро "Сокол", о финансовых проблемах применительно к Большой Ленинградке власти пока не упоминают... В то же время реконструкторы Большой Ленинградки пытаются не нарушать традиций -- к Дню города они, как и в предыдущие годы, смогут отрапортовать о новом сданном объекте. На сей раз в качестве такового может быть "половина" тоннеля в начале Волоколамского шоссе, с помпой открытая на прошлой неделе мэром Юрием Лужковым... "Вторая половина в декабре откроется, -- заявил в субботу г-н Ресин. -- А в будущем году вообще откроем полностью движение от Манежа до МКАД и сделаем мост через Москву-реку". Однако у специалистов скепсис вызывает не столько сроки строительства, сколько продуманность самого проектного решения Большой Ленинградки, широкие полосы которой неминуемо упрутся в узкие улицы исторического центра Москвы".

Перспективное развитие города

"Собрания по генплану прошли по плану", констатирует "Российская газета" в номере от 14 августа. ""У меня великолепное настроение, так как я лишний раз убедился, что москвичи - это люди, которых волнует судьба родного города", - признался вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на пресс-конференции, посвященной подведению итогов состоявшихся накануне в городе собраний по обсуждению генплана Москвы... Как сообщил руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Сергей Зверев, откликнулись и приняли участие в собраниях около 29 тысяч человек. К высказанным до этого 22 тысячам замечаний они добавили еще 12 тысяч замечаний по генплану и 9 тысяч - по правилам землепользования. Как заверил журналистов пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, все участники собраний имели возможность высказаться, ни одно собрание не было прекращено до тех пор, пока у пришедших на него оставались вопросы... По словам Александра Кузьмина, собрания прошли в основном спокойно... Вывод о том, что больше всего волнует москвичей, по его признанию, пока можно делать лишь на примере отдельно взятых районов... с ближайшего понедельника со всеми поступившими замечаниями начнется конкретная работа. Она продлится весь сентябрь. Обо всех принятых решениях москвичей проинформируют с помощью специального сайта Москомархитектуры, а также районных и окружных газет. И только потом замечания горожан обсудит на своем заседании сначала правительство Москвы, а затем - гордума. Лишь после этого генплан станет законом", пишет газета. "В течение всей будущей недели по городу будет работать еще 11 выставок-экспозиций: одна общегородская (ул. 2-я Брестская, 6) и окружные - во всех префектурах..."

"Действительно, в отличие от Петербурга, где проходившее в прошлом году обсуждение правил землепользования и застройки сопровождалось малоприятными инцидентами, публичные слушания в московских управах прошли мирно", отмечает "Время новостей" в номере от 14 августа. "Впрочем, по словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, в управе района Сокольники один гражданин попытался затеять потасовку. Но его даже не выдворили из зала, что, как подчеркнул г-н Кузьмин, само по себе является показателем мирного настроя обеих сторон обсуждения... На слушаниях действительно присутствовало несколько граждан с плакатами "Позор строителям-захватчикам!", "Нет строительному терроризму!", "Требуем независимой экологической экспертизы!". Что касается последней претензии недовольных, то, как пояснил г-н Кузьмин, она безосновательна -- "есть общая экспертиза, в составе которой предусмотрена экологическая экспертиза"... Кроме того, главный архитектор и председатель Мосгордумы пообещали еще раз обсудить с жителями ход разработки генплана -- ориентировочно в сентябре. Но и на нынешней стадии обсуждение не закончено: хотя предложения москвичей уже "подшили к делу", те, у кого по тем или иным причинам не получилось озвучить свои идеи 12 августа, могут сделать это в течение недели. В "Москомархитектуре" и при каждой из десяти префектур с будущего понедельника начнут работать экспозиции, посвященные генплану, сообщил г-н Кузьмин", пишет газета. Между тем, "Критики проекта генплана утверждают, что документ в его нынешнем виде не может разрешить транспортную и другие острые проблемы. В частности, член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что "в новом плане обустройства столицы ничего не предлагается для того, чтобы вывести город из коллапса"".

"В среду вечером во всех районах Москвы прошли заключительные собрания первых в истории города публичных слушаний по проекту Генплана столицы до 2025 года. Но москвичи - по официальным сведениям, участие в собраниях приняло не менее 30 тысяч человек - пришли говорить не столько о светлом будущем нашего города, сколько о его плачевном настоящем. Чиновники явно ощущали себя в тылу врага - как с чувством выразился один из руководителей управ, покидая поле боя, "попробовали бы они так сталинский Генплан критиковать..."", продолжают тему "Известия" в номере от 14 августа. "Плебисцит в Тверском районе проходил в атмосфере ярко выраженного сарказма. Самый центровой кусок столицы настолько застроен вдоль и поперек офисами и коммерческим жильем, что любое его дальнейшее "развитие" выглядит скверным анекдотом. Мирная фраза замруководителя мастерской N4 Моспроекта-2 Владимира Остапенко о том, что "одна из главных задач Генплана - охрана окружающей среды и здоровья человека", вызвала в зале дружный хохот... В Люблине в зале заседаний управы не хватило сидячих мест. Самый популярный вопрос - "Когда снесут дом по адресу...? Жить невозможно, крыша течет (варианты: деревянные перекрытии сгнили, в стенах - щели)". Самый популярный ответ: "В планах не значится". Многих интересовало, появятся ли в районе новые поликлиники и дублер Волгоградского проспекта, который сегодня не справляется с наплывом автолюбителей. Поликлиники появятся, но не скоро. Автомагистраль запланирована - правда, трасса значится в планах еще с 1976 года. Зато народу пообещали построить баню рядом с торговым центром "Москва". По залу тут же пошли ехидные шепотки: мол, клиентами сауны станут китайцы, которые сегодня массово переселяются в район с закрытого "Черкизона". И лишь одна новость была встречена на ура - о том, что власти отказались от строительства мусоросжигательного завода на месте бывшей Чагинской электроподстанции. Мусоросжигательная тема стала главной и на слушаниях в Ясеневе", отмечает газета. "В четверг утром в лучших традициях избирательных кампаний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин подвел итоги мероприятия. По его словам, в собраниях приняли участие 29 тысяч москвичей, собрано 22 тысячи замечаний и предложений, 8,5 тысячи человек оставили письменные пожелания. Выступили 3200 человек - 2,5 тысячи с позитивными замечаниями, 451 человек (какая точность!) оказались недовольны. С понедельника городские комиссии начнут обрабатывать и анализировать обращения граждан. В течение всей недели будут приниматься письменные замечания. Все предложения будут рассмотрены, по каждому даны официальные ответы".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Московские власти помогут отремонтировать несколько построек и игуменский корпус, а также будут участвовать в восстановлении больничного корпуса и устройстве инженерных коммуникаций Ивановского монастыря в Китай-городе, сообщил в минувшую пятницу заместитель мэра в правительстве Москвы Сергей Байдаков", пишет "Газета" в номере от 10 августа. "Помощь правительства Москвы Ивановскому монастырю носит системный характер. С 2002 года, когда начались работы по реставрации, здесь приведены в порядок многие объекты ", - рассказал Сергей Байдаков. Также продолжится работа по выводу университета МВД с территории монастыря, заверил заместитель мэра".

"Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) готовит целый ряд законодательных инициатив, имеющих целью "привести в чувство" владельцев столичных памятников истории и культуры. Об этом вчера сообщил глава ведомства Валерий Шевчук", пишет "Газета" в номере от 13 августа. "По его словам, юристы Москомнаследия готовят поправки в Уголовный кодекс, позволяющие конфискацию памятников у нерадивых владельцев, а также предлагают ввести обязательное страхование недвижимых объектов культурного наследия. Председатель Москомнаследия подчеркнул, что в настоящее время ценные здания часто страдают от неподобающего ухода и несанкционированных перестроек. Более того, на предписания охранного ведомства собственники зданий пытаются отвечать встречными судебными исками. Так, например, происходит с ООО " Карс", владеющим памятником федерального значения - усадьбой Орловых-Денисовых-Пожарских на Большой Лубянке, 4, строение 3. Компания, вместо того чтобы принять меры по спасению здания, подала четыре иска к охранным ведомствам, сообщил Валерий Шевчук. Сейчас комитет ведет девять судебных тяжб по аналогичным поводам, добавил чиновник. Чтобы упростить работу с собственниками, Шевчук предлагает ввести в Уголовный кодекс норму о конфискации объектов культурного наследия в качестве одного из наказаний по статье 243 (причинение ущерба объектам культурного наследия). Сейчас эта статья предусматривает штраф до 200 тыс. рублей или лишение свободы на два года (в особых случаях - до 500 тыс. рублей или до пяти лет). Возможно, это припугнет нерадивых собственников, а также хотя бы отчасти решит проблему замедленной реакции Москомнаследия на разрушение и вандализм в отношении памятников. "Это, пожалуй, единственный здравый способ справиться с произволом собственников, которые покупают дома, доводят их до аварийного состояния и потом сносят", - рассказал корреспонденту "Газеты" координатор движения " Архнадзор " Александр Можаев", отмечает газета. "Проект нового столичного закона о памятниках культурного наследия планируется утвердить в конце текущего года, сообщил вчера глава Москомнаследия Валерий Шевчук... Согласно действующему закону, принятому в 2000 году, сегодня охранные обязательства делят между собой город и собственник, который обязан содержать памятник культуры в надлежащем состоянии. Но на деле собственники часто выражают несогласие со своими обязательствами и предъявляют претензии городской администрации. Новый законопроект призван решить эту проблему".

"Судьба 2,5 тысячи заявленных и выявленных памятников Москвы проясняется с каждым месяцем. 15 июля Юрий Лужков распорядился принять на региональную охрану 75 архитектурных ансамблей и отдельных зданий. Тем же распоряжением отказано в охране 19 зданиям и ансамблям", констатируют "Известия" в номере от 12 августа. "Распоряжение почти полностью отвечает рекомендациям специальной комиссии под руководством Владимира Ресина, заседавшей в июне... Эта комиссия уже приготовила на подпись мэру следующую сотню адресов... Выкидывать памятники - перед людьми неудобно, принимать на охрану - неудобно для себя. Наконец, в мае нынешнего года правительство Москвы решило причинить себе оба эти неудобства. То есть соблюсти закон... После первого заседания (17 июня) подтвердились худшие опасения: из 100 названий были отсеяны 20. А по числу строений пропорция вышла вовсе отрицательная: 110 рекомендованных против 131 отклоненного. Отрицательный баланс дали пять рабочих поселков 1920-30-х годов - ансамбли многочисленных строений, оставшиеся без охраны... В конце июля межведомственная комиссия собралась во второй раз. Смотрели 102 адреса.. На этот раз отказано в статусе пяти памятникам. Считать эту пропорцию победой общественности не приходится, поскольку "в отвале" - несомненные памятники: дом XVIII века на Воронцовской улице, 15, корпус усадьбы Беляева в Рюмином переулке, 2, дом Духовной консистории на Мясницкой, 3, его сосед под N 5 и дом графа Разумовского на многострадальной Большой Никитской, 9. Надо ли говорить, что по всем адресам существуют проекты реконструкции с новым строительством. Отцов города не останавливают ни имена архитекторов (на Мясницкой это великий Роман Клейн), ни громкие фамилии владельцев. Ну в самом деле, мало ли в Москве Разумовских? И не сосчитаешь!", пишет газета.

"В последнее время о московской архитектуре говорят в очень странном ключе: либо плохо, либо ничего", констатируют "Новые Известия" в номере от 13 августа. ""НИ" попробовали оценить самые крупные и в то же время самые скандальные проекты последнего года. Первым образцом новой архитектуры, который москвичи и гости столицы при лучшем стечении обстоятельств увидят в 2011 году, станет гостиница "Москва"... Буквально за три года выросли стены новой гостиницы, которые оправдали пессимистические ожидания: здание стало больше, изменены размеры окон (отчего исчез конструктивистский ритм), наконец, стены покрасили в цвет яичного желтка (понятно, что бутикам требуется нечто светлое). Вместо довольно сурового замка 1930-х, контрастировавшего с Кремлем, возник очередной торговый центр... Если с "Москвой" городские власти выступили как разрушители, то в случае с памятником, стоящим буквально по соседству, они же оказались спасителями. Речь о скандальной реконструкции Большого театра... Уже в 2005 году, когда историческое здание начала XIX века покрыли лесами, было понятно, что в отсутствие ясного, открыто представленного и обсужденного специалистами проекта начнется элементарное "распиливание денег". Те 25 миллиардов, что предполагалось выделить из федерального бюджета, очень легко было "утрамбовать" в котловане для подземных помещений и в подпорках для спасения почти упавших стен. Видимо, в какой-то момент все поняли, что бюджет не безграничен, и надо срочно заканчивать с долгостроем. Результаты этих усилий мы оценим в тот же год, когда откроется и "Москва", - в 2011-м... В отношении другого культурного объекта вполне применима поговорка "не было бы счастья, да несчастье помогло". Именно так с облегчением вздыхают все, кто неравнодушен к судьбе Центрального дома художника... Как сообщила недавно назначенная на пост директора Третьяковки Ирина Лебедева, вопрос о сносе здания образца 1970-х и возведении нового квартала пока отложен (видимо, из-за кризиса)", пишет газета. "Наконец, два мощных, но замороженных проекта имеют не только общее название, но еще и одного архитектора. Мировая звезда Норман Фостер никак не может возвести в Москве какой-нибудь небоскреб. Один шанс вроде подвернулся- его башня "Россия" в Москва-Сити должна была стать самым большим зданием в Европе. То, что она изменит весь вид мегаполиса, уже не так важно, в Сити уже вымахали небоскребы, которые видны со всех точек. Вторая архитектурная задумка Фостера - квартал вместо снесенной гостиницы "Россия"... Но в этом году радужные идеи о внедрении современной архитектуры и в том и в другом случаях превратились в судебные разбирательства. Сейчас идут прокурорские проверки компаний, принадлежащих Шалве Чигиринскому, главному инвестору двух фостеровских проектов. В свое время Чигиринскому удалось выйти сухим из воды, когда его компанию хотели судить за незаконный снос "России". Теперь, видимо, дело куда как серьезнее. Нам же придется еще долго созерцать развороченную стройплощадку прямо под стенами Кремля".