Факт внесения в Госдуму законопроекта, предлагающего новую концепцию применения Вооруженных сил РФ за границей, вызвал неоднозначную реакцию стран, так или иначе втянутых в территориальные конфликты. Многие считают, что в результате реформы, Россия может быть привлечена к новым конфликтам на Южном Кавказе. В интервью Vesti.az. главный специалист аналитического отдела Президиума Российской Академии наук (РАН), старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, политолог, Владимир Евсеев заявил, что целью этой инициативы в первую очередь, является обеспечение защиты стран-союзников, а также проживающих за рубежом российских граждан и объектов.

Евсеев напомнил, что на постсоветском пространстве существует большое количество российских объектов, в том числе и военная база в Гюмри (Армения), Габалинская РЛС (Азербайджане), а также военная база в Таджикистане, и объекты в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. Отметив, что после распада Советского Союза российские военные принимали участие в военных действиях за пределами страны, хотя тогда это не имело юридической регламентации, политолог выразил обеспокоенность тем, что в этом законе содержится опасность привлечения России к новым конфликтам. Россия, по его словам, как и в случае с Южной Осетией, может быть привлечена и к нагорно-карабахскому конфликту.

Литовские политики также считают, что есть основания для беспокойства в связи с проектом закона. BNS пишет, что по мнению европарламентария Витаутаса Ландсбергиса, такой шаг демонстрирует рост агрессивности в политике России и "очень напоминает принципиальную установку нацистской Германии - где живет хотя бы один немец, там есть и наш интерес".

Председатель же парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас отметил, что "когда большое, особенно соседнее государство принимает такие решения, это всегда вызывает определенное беспокойство. В отличие от Грузии, Литва, Латвия и Эстония - это страны НАТО. Поскольку НАТО рядом, думаю, Литве не стоит серьезно беспокоиться из-за этого, но соседним государствам, таким, как Грузия или Азербайджан, это может доставить немало проблем".

Грузия также не оставила без внимания российскую законодательную инициативу. Так, представитель МИД Зураб Качкачишвили заявил, что МИД Грузии расценивает законопроект о применении Вооруженных сил РФ за рубежом, как попытку "поместить в правовые рамки" вмешательство в ситуацию в Южной Осетии в августе 2008 года "Российское руководство пытается найти какое-нибудь средство, чтобы заставить международное сообщество поверить в свои тезисы", - заявил Качкашвили, что по его мнению, подтверждает, что Россия "в основном живет прошлым".

Для получения мнения армянской стороны корреспондент ИА REGNUM Новости обратился к вице-спикеру парламента Армении, члену правящей, Республиканской партии Самвелу Никояну. Политик согласился, что данный законопроект внесен скорее для законодательного оправдания дальнейших возможных действий по защите своих граждан в Абхазии и Южной Осетии, и был солидарен с мнением, что может и сделано это даже где-то постфактум. Тем не менее, он отметил, что в этом есть определенная логика. Что касается военного вовлечения России в другие конфликты, в частности с целью защиты своих граждан, находящихся на территории Армении, то, по словам Никояна, отношения межу Арменией и Россией в военной сфере, регулируются соглашением в рамках ОДКБ

Это соглашение предполагает оказание военной помощи государствам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в случае возникновения угрозы их суверенитету. "Так что законопроект, инициированный Дмитрием Медведевым не может относиться к Армении", -отметил он.

Тем не менее, судя по публикациям в азербайджанской прессе, Баку уверен, что инициатива Медведева легализует российскую защиту Армении в случае войны с Азербайджаном. Они считают, что Россия пытается подвести правовую основу "под оккупацию чужих территорий". И не исключается, что Москва будет защищать Армению, где имеет политические и экономические интересы.