20 мая отправкой первого судна в Финляндию дедвейтом 9.000 тонн началась отгрузка угля и коммерческая эксплуатация угольного терминала морского торгового порта "Усть-Луга", сообщили ИА REGNUM в пресс-службе "Ростерминалуголь". Первый пусковой комплекс угольного терминала, способный обеспечить отправку через терминал до 1 млн. тонн угля в год, в настоящее время приступил к регулярному приему и перевалке продукции. Это явилось результатом совместной работы Министерства транспорта РФ, ОАО "Ростерминалуголь" и ОАО "Морской Торговый Порт "Усть-Луга", которые выполняли по контракту с Минтрансом функции заказчика-застройщика, в том числе по строительству подходного канала.

Решение о строительстве морского торгового порта в Лужской губе Финского залива было принято 07.10.1996 распоряжением правительства РФ №1488-р. Проектирование и строительство угольного комплекса в МТП "Усть-Луга" осуществляется в соответствии с проектом "Межотраслевой программы транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива". Рабочий проект строительства терминала был разработан ОАО "Ленморниипроект". Инвестиции в строительство первого угольного терминала достигли 450 млн. рублей, при этом частные инвестиции превысили 150 млн. рублей.

Ввод в эксплуатацию объектов второго пускового комплекса, обеспечивающего перевалку угля в объеме 4 млн. тонн в год, намечен на первый квартал 2004 года.

Строительство третьего пускового комплекса позволит расширить складские площади угольного терминала до 1 млн. тонн единовременного хранения. Длина причальной стенки составит 550 м, что позволит обрабатывать одновременно два крупнотоннажных судна. После завершения строительства и сдачи в эксплуатацию всех объектов третьей очереди угольного терминала производственная мощность комплекса достигнет 8 млн. тонн в год.

В настоящее время ответственным за проектирование и строительство является ОАО "Ростерминалуголь". Контрольным пакетом акций "Ростерминалугля" обладает государство, 45 процентов с конца 2002 года принадлежат ХК "Кузбассразрезуголь".

Первая отправка угля из Кузбасса в адрес угольного терминала была произведена в феврале месяце. После начала ритмичной работы первого пускового комплекса в порту "Усть-Луга" ХК "Кузбассразрезуголь" планируется достичь объема перегрузки угля свыше 80.000 тонн ежемесячно.

Проект строительства угольного терминала в Усть-Луге жизненно важен для угледобытчиков и экспортеров российского угля. Рост экспорта сдерживается ограниченными возможностями перегрузочных мощностей в отечественных портах. В настоящее время российские порты не в состоянии переработать все предъявляемые к перевозке морем грузы. В 2002 году около 13 млн. тонн российского угля было перевалено через порты сопредельных государств (прежде всего Украины и стран Балтии). Порты и транспортные компании этих стран, пользуясь монопольными позициями, навязывают российским грузовладельцам завышенные тарифы на свои услуги. Таким образом, недостаток на территории России портовых мощностей, способных осуществлять перегрузку угля, увеличивает его стоимость и, следовательно, делает российский уголь менее конкурентоспособным на мировом рынке. Поэтому большинство российских экспортеров, в том числе и ХК "Кузбассразрезуголь", весьма заинтересованы в создании российских портов, оборудованных специализированными перегрузочными комплексами по перевалке угля. Кроме того, это позволит снизить геополитическую и экономическую зависимость России от стран Балтии, через которые происходит транспортировка и перевалка значительных объёмов отечественного угля; повысить экспортный потенциал нашей страны; развить инфраструктуру в промышленно-малоосвоенном регионе Ленинградской области и создать там новые рабочие места; обеспечить значительные поступления в бюджеты всех уровней.

Генеральный директор ОАО "Ростерминалуголь" Иван Фишер подчеркнул, что "ускорению строительства угольного терминала морского торгового порта "Усть-Луга" способствовало cоглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Кемеровской и Ленинградской областями, заключенное 10 апреля 2002 года. В cоглашении четко зафиксированы обязательства сторон, касающиеся содействия строительству угольного терминала в Лужской губе. Эти обязательства выполнялись губернаторами Кемеровской области Аманом Тулеевым и Ленинградской области - Валерием Сердюковым безукоризненно", - подчеркнул глава "Ростерминалугля". "Сознавая глубокую заинтересованность своих регионов в данном проекте, руководители обеих областей успешно представляют его в федеральных органах власти, оказывая тем самым неоценимую помощь в привлечении инвестиций".

В настоящий момент для финансирования следующих этапов строительства порта совокупно необходимо осуществить инвестиции в размере около 40 млн. долларов. В частности, для привлечения части этих средств, предполагается произвести дополнительную эмиссию акций ОАО "Ростерминалуголь" на сумму в 260 млн. рублей. Основным претендентом на выкуп акций допэмиссии является ХК "Кузбассразрезуголь", которая намерена осуществить инвестиции в завершение строительства порта. В настоящий момент между министерствами и ведомствами ведется работа по организации дополнительной эмиссии акций ОАО "Ростерминалуголь". Как отметил генеральный директор Дирекции Государственного Заказчика программ развития морского транспорта Минтранса России Николай Хвощинский: "Проект распоряжения согласован с Министерством транспорта Российской Федерации и, в настоящий момент, передан на согласование в Министерство имущественных отношений для визирования, после чего он будет направлен на подписание председателю правительства РФ. Ожидается, что в ближайшее время ОАО "Ростерминалуголь" получит разрешение на проведение допэмиссии и сможет продолжить строительно-монтажные работы".