В новом учебном году выпускники девятых классов 2008-2009 учебного года продолжат обучение в 1.361 профессиональном колледже, 137 академических лицеях, 166 школах с 10-ми классами. Об этом сообщил журналистам начальник отдела Центра среднего специального профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана Жамолхон Шосалимов, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его словам, в школах, профессиональных колледжах и академических лицеях подводят итоги перевода выпускников 9-х классов 2008-2009 учебного года на новый, очередной этап обучения. Решение о переходе на двенадцатилетнее обязательное образование, включающее в себя девять классов школы и три года учебы в лицее или колледже, было утверждено еще в 1997 году с принятием законов "Об образовании" и "О национальной программе по подготовке кадров". В настоящее время в стране функционируют 1.501 колледж и лицей, мощностей которых достаточно для охвата средним специальным, профессиональным образованием всех 595.033 выпускников девятых классов минувшего учебного года.

"Переход на новую систему образования осуществляется поэтапно: из года в год сокращается количество десятых классов и увеличивается количество учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей. Три года назад появились первые города и районы, в том числе и Ташкент, в которых был обеспечен полный охват выпускников девятых классов средним специальным, профессиональным образованием. Сегодня в числе таких территорий Республика Каракалпакстан, Андижанская, Бухарская, Навоийская, Наманганская, Сырдарьинская, Хорезмская области. В других регионах - в их труднодоступных малонаселенных пунктах, отдаленных от колледжей и лицеев, с целью обеспечения возможности равного доступа к продолжению образования открыты десятые классы. Таким образом, в колледжах и лицеях в этом году продолжат обучение 98% выпускников девятых классов 2008-2009 учебного года", - отметил Ж.Шосалимов.

Он также сообщил, что в этом году была определена квота приема в десятые классы учащихся общей численностью чуть более 14 тысяч человек. Однако по предварительным результатам работы приемных комиссий видно, что количество десятиклассников почти на 10% меньше выделенных мест, поскольку эти ребята тоже пошли учиться в колледжи и лицеи. Примечательно, что в целях создания дополнительных удобств для ребят из отдаленных населенных пунктов на ближайший год запланировано при ряде академических лицеев и профессиональных колледжей построить общежития. "Сравнительно мало было академических лицеев и профессиональных колледжей, в которых возникла необходимость проведения вступительного экзамена, таковых всего по республике насчитывается 110. При этом в большинстве из них конкурс был только по некоторым направлениям образования. Самый большой конкурс в этом году был в Ташкентском и Нукусском железнодорожных профессиональных колледжах, где на одно место претендовало 7 и 4 человека соответственно. Четыре человека на место было и в Асакинском автомобилестроительном колледже. Вместе с тем значительно упал конкурс в медицинских и педагогических колледжах. Конкурс состоялся по результатам тестирования, проведенного Государственным центром тестирования. Особенностью этого экзамена стало то, что не поступивших не было. Те, кто не прошел в выбранный лицей или колледж, имеют возможность продолжить учебу в другом колледже или лицее, преимущественно по той специальности, которую выбрали перед поступлением", - пояснил представитель Минвуза. Он обратил внимание на то, что ведется большая работа, позволяющая колледжам и лицеям готовить востребованные рынком труда кадры. В частности, в этом году по предложению специальной правительственной комиссии, сделанному на основании прогнозов развития страны и результатов исследования ситуации на рынке труда, было перепрофилировано 34 действующих колледжа и лицея. "Проведена работа по унификации наименований профессий и специальностей. В результате этот список сократился на шесть направлений и 100 специальностей. К примеру, если раньше осуществлялась подготовка специалистов по ресторанному, гостиничному и туристическому направлениям бизнеса, то сегодня все эти направления в составе одной специальности. С такой новой профессией у будущего специалиста больше возможностей для самореализации на рынке труда. На сегодняшний день во всех профессиональных колледжах, в которых произошли изменения, связанные с перечнем специалистов, которых они готовят, завершаются работы по дооснащению необходимой литературой и учебным оборудованием. С начала нового учебного года они смогут в полной мере вести подготовку специалистов и по этим специальностям", - заключил Ж. Шосалимов.