Итоги первого полугодия по внешнеторговым перевозкам из России дают надежду на дальнейший рост экспортных потоков не только к портам, но и к сухопутным переходам на Китай и в Финляндию. Об этом сообщает сегодня центральная транспортная газета "Гудок". По данным начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками ОАО "РЖД" Алексея Кузнецова, падение международных перевозок в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 16%.

Однако в порты России, стран СНГ и Прибалтики перевезено на 3% грузов больше, чем в прошлом году. В России с огромным отрывом за счёт Новороссийска лидирует южное направление (плюс 20%). Туда идёт нефть, руда и зерно.

Порты Дальнего Востока приросли на 8% за счёт угля и нефти (6% и 25% соответственно). Порты Северо-Запада "упали" на 5%, не выдерживая конкуренции с прибалтийскими (плюс 15%). Как пояснил Алексей Кузнецов, Прибалтика переманила к себе уголь. "Только в Рижский порт мы отправляем свыше 500 вагонов ежесуточно, это столько же, сколько идёт в порт Восточный", - говорит Алексей Кузнецов.

Правда, вскоре ситуация может измениться. Принято решение перенаправить часть этого угля на сухопутный переход с Финляндией. Это связано с тем, что порядка миллиона тонн угля переваливается через прибалтийские порты именно в адрес этой страны.

Загружаются и погранпереходы в Китай. В мае на этом направлении рост составил 2%, в июне уже 17%. В 1,7 раза возросли перевозки железной руды через Забайкальск (Забайкальский край) и Гродеково (Амурская область), причём через Гродеково ещё никогда не перевозили уголь, а теперь он идёт на экспорт в государства АТР. В первом полугодии угля отправлено 2,7 млн тонн. "Насколько устойчива данная тенденция, будет ясно, когда мы в третьем квартале увидим планы компаний, - говорит Алексей Кузнецов.- Пока контракты на перевозку угля в Японию и Китай ограничиваются именно сентябрём".