Руководители "Газпрома" заявили, что уже до конца этого года могут разместить заказы на строительство нескольких десятков специализированных судов для освоения континентального шельфа на предприятиях, входящих в состав Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Речь идет о судах снабжения нефтяных платформ и судах для перевозки сжиженного природного газа. В свою очередь, ОПК заявляет о том, что уже модернизирует свои производства под строительство крупнотоннажных морских судов. Прогнозируется, что в нынешнем году предприятия холдинга втрое увеличат выручку и создадут более 700 новых рабочих мест.

Эти новости совпали с вводом в эксплуатацию нового дизель-электрического ледокола "Санкт-Петербург". Церемония подписания акта передачи судна заказчику - ФГУП "Росморпорт" - и подъема государственного флага прошла 12 июля на построившем судно Балтийском заводе, входящем в ОПК. В ней помимо руководителей завода и холдинга приняли участие премьер-министр Владимир Путин, вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и сенатор Сергей Пугачёв, который является основателем Объединенной промышленной корпорации.

Столь высокий статус события объясняется самой заинтересованностью государства в развитии ледокольного флота, что открывает России путь к нефтегазовым запасам Арктики. Однако перспективы российского судостроения, как было заявлено на церемонии, гораздо шире и охватывают практически весь спектр гражданских и военных задач на море. Кризис в российском судостроении начался гораздо раньше мирового экономического кризиса, но именно эта отрасль сегодня, похоже, одной из первых выходит из сложной ситуации. В период формирования проекта "ОПК-Судостроение" в 2003-2004 российские верфи представляли собой разрозненные и технологически устаревшие предприятия, средняя загрузка производственных мощностей которых редко превышала 10-12 процентов. Частные инвесторы, в чьих руках оказались заводы, не могли найти необходимые средства на их модернизацию, поскольку не получали ни крупных заказов от государства, ни серьезных экспортных контрактов. Например, Амурский судостроительный завод, со стапелей которого сошел едва ли не весть атомный подводный флот СССР, долгое время выживал за счет строительства яхт для частных заказчиков. С другой стороны, технологически сложный и дорогостоящий контракт, особенно в части военного кораблестроения, может получить лишь предприятие, оборудованное по последнему слову техники и получившее международные сертификаты соответствия. Таким образом, в судостроении сложился замкнутый круг, на выходе из которого российских корабелов к тому же встречали мощные и хорошо подготовленные конкуренты из Германии, Южной Кореи, Китая.

Понимая ситуацию и осознавая значимость отрасли, Владимир Путин с самого начала своего президентства давал понять, что судостроению будет оказываться самая серьезная государственная поддержка - от госзаказов и прямых инвестиций из бюджета РФ до привлечения на государственном уровне крупных иностранных заказчиков. Показательным в этом плане служит тот факт, что уже через три недели после президентских выборов 2000 года Путин провел рабочее совещание, посвященное проблемам развития северного флота, на борту атомохода "Россия" в Мурманске. Однако даже самая щедрая господдержка не смогла бы спасти отрасль, если бы предприятиям не удалось восстановить так называемые синергетические связи, существовавшие в советское время. Именно с этой целью создавался проект "ОПК-Судостроение", куда вошли, кроме вышеупомянутого Балтийского завода, судостроительный завод "Северная верфь" и конструкторское бюро "Айсберг". Новый инвестор ОПК за первые 3-4 года провел кардинальную модернизацию заводов. Так, на "Северной верфи" была впервые в России внедрена технология строительства судов с использованием 3-мерной математической модели, а также современная компьютерная система управления качеством сварки. На Балтийском заводе был оборудован новый корпусообрабатывающий цех, оснащенный автоматизированным оборудованием для обработки металла. Оба предприятия получили международные сертификаты соответствия Bureau Veritas Quality Int., а "Северной верфи" было также предоставлено право использовать логотип Bureau Veritas Certification, что является признанным знаком качества в мировом судостроении.

Первой по-настоящему яркой демонстрацией возможностей обновленного российского судостроения стал спуск на воду в 2007 году самого большого в мире атомного ледокола "50 лет Победы". Завершение этого "долгостроя" (судно было заложено еще в 1989 году и спущено на воду в 1993-м) позволило скомпенсировать потери ледокольного флота, вызванные тем, что атомоходы "Ленин" и "Арктика" выработали свой ресурс. Примечательно, что достройка атомохода стала возможна во многом благодаря энтузиазму частных акционеров предприятий - по имеющимся данным, государство до сих пор так до конца и не расплатилось за этот заказ.

Ввод в эксплуатацию "полтинника" (так моряки прозвали новый ледокол) вызвал бурную реакцию в странах, так же как и Россия, претендующих на углеводородные запасы арктического шельфа. В Конгрессе США прошли специальные слушания, участники которых констатировали: "Мы проигрываем в глобальной конкуренции". О безоговорочном преимуществе России на "северном фронте" заговорили и многие западные СМИ. "У Москвы на руках все козыри для того, чтобы сказать решающее слово в судьбе Арктики", - написал, в частности, немецкий Der Spiegel.

Тем временем со стапелей Балтийского завода сошли два дизель-электрических ледокола - "Москва" и "Санкт-Петербург", первые суда такого класса, построенные на отечественных верфях более чем за 30 лет. В планах - подтвержденные госзаказы на строительство еще пяти атомоходов, в том числе флагмана мощностью 110 л.с. (для сравнения: мощность ядерной энергетической установки (ЯЭУ) ледокола "50 лет Победы" составляет 75 тыс. л.с.). Всего же принятая недавно "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" предполагает строительство более 40 ледоколов, и заводы ОПК резонно рассчитывают на солидную часть этого госзаказа.

Что касается военных заказов, здесь надолго обеспечена работой "Северная верфь". Федеральная служба по оборонному заказу РФ наделила этот завод единственного поставщика кораблей классов "фрегат", "корвет" и "катер связи" для ВМФ. Сейчас корабелы строят фрегат проекта 22350 - головной корабль "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", - передача которого госзаказчику запланирована на 2011 год. В конце июня Главком ВМФ Владимир Высоцкий сообщил, что до конца года "Северная верфь" получит заказ на строительство еще одного такого же фрегата. Кроме того, на верфи заложены три серийных корвета проекта 20380, аналогичных корвету "Стерегущий", который был передан флоту в прошлом году, и несколько вспомогательных судов.

Не менее важным и доходным бизнесом для судостроителей в ближайшие годы станет строительство глубоководных аппаратов, нефтяных платформ, плавучих атомных электростанций, нефте- и газоналивных танкеров, что также обусловлено началом активного освоения арктического шельфа. Все эти проекты сегодня активно разрабатываются конструкторскими бюро, а первая в мире плавучая АЭС уже строится на верфях ОПК.

Обилие перспектив позволяет корабелам выдавать все более оптимистичные прогнозы. Так, сообщается, что портфель заказов Балтийского завода увеличился за год с 5 до 15 млрд. руб., "Северной верфи" - на 20% до 48 млрд. руб., КБ "Айсберг" - также на 20%, до 5 млрд. рублей. Благодаря этому выручка предприятий "ОПК-Судостроение" в 2009 г. должна вырасти по сравнению с прошлым годом более чем в три раза и превысить 30 млрд. рублей. А зная о планах государства, представленных в стратегии развития судостроения, можно смело утверждать: кризис для российских корабелов близок к концу.

Юрий Патрин