Директор Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (НИЦ МКВК), почетный вице-президент Международной комиссии по ирригации и дренажу, член совета управляющих Всемирного водного совета и исполнительного совета Международной ассоциации по водным ресурсам, профессор Виктор Духовный считает: "плохо, когда "тень на плетень" начинают наводить такие высококвалифицированные специалисты как Алексей Григорьевич Зырянов - заместитель директора Департамента эксплуатации и ремонта ОАО "Электростанций" - человек, мозгами и руками которого управляется весь Нарынский каскад в Киргизии", передает корреспондент ИА REGNUM Новости. По его словам, в статье этого киргизского чиновника "Камбаратинские ГЭС в Киргизии строятся с учетом региональных интересов" утверждается, что претензии тех, кто выступает против строительства Камбаратинской ГЭС ничем не обоснованы.

"Между тем именно Алексею Григорьевичу прекрасно известно, что Токтогульский каскад тоже строился с учетом региональных интересов, и он работал так в течение всего периода до 1995 года со средними зимними попусками 3,2 км3 и летними попусками 8,3 км3. А вот с 1995 года режим все более и более менялся на энергетический, при котором зимние попуски достигли 8,0 км3, а на летние попуски оставалось не более 4,5 км3. Можно понять киргизских энергетиков - энергия на ТЭЦ дорогая - около 3,5 центов кВт/час по себестоимости, а гидроэнергия - менее 1 цента. Собственные киргизские топливные ресурсы в основном угольные, расположены далеко от места потребления. Много проблем. Поэтому увеличение зимних попусков для себя обосновано. И страны низовьев, это понимая, согласовали уменьшение своих летних потребностей - ведь раньше забирали летом 8 км3, теперь спустились на 4,5-5,2 км3. Такое изменение режима приобрело теперь уж очень директивный характер полной зависимости от Кыргызэнерго. Эти попуски, во-первых, осуществляются не в обязательном порядке, а только при кабальных условиях поставки газа, мазута, угля, а также обязательной покупке электроэнергии, вырабатываемой сверх собственных нужд, при этом по ценам, которые для Центральной Азии вообще являются неслыханными", - пояснил ученый. Он обратил внимание на то, что в 2008 году цена на электроэнергию для Узбекистана была назначена в 8,8 центов за кВт/час, а для Казахстана - 5,0 центов.

"А ведь средняя цена товарной электроэнергии в регионе не превышает 3 центов! "Дайте обоснование такой цены!" "Мы ее определили по стоимости газа!" При чем здесь газ? Ведь газ в балансе Бишкекской ТЭЦ для производства электроэнергии составляет всего 5%! "Не хотите - не берите!" Не взял воду и электроэнергию Узбекистан ни в 2008 году, очень маловодном, ни в 2009 году, достаточно водном. Казахстан поставил уголь и взял всего 648 млн кВт/час в 2008 году и около 800 млн кВт/час в 2009 году. Но, на этом политика энергетического диктата не заканчивается. До тех пор, пока не подписан договор на поставку топлива и покупку электроэнергии, руководство Нарынского каскада (с участием А.Г.Зырянова) начинает третировать Бассейновую Водохозяйственную Организацию Сырдарья, а через нее ирригаторов всех 4 стран региона, включая кыргызских: ежедневно с 6 вечера закрывают попуски из последнего водохранилища каскада до 6 утра. Все каналы, берущие начало от Учкурганского гидроузла, повисают в воздухе - уровень воды в них падает на 1,5-2 метра. Такой режим бывший министр энергетики Киргизии в ответе БВО "Сырдарья" объяснил необходимостью эксплуатационного режима каскада в целях суточного регулирования. Непонятно, почему только нужно было регулировать каскад последней ступенью, когда есть другие вышерасположенные 3 водохранилища!", - не скрыл свое возмущение глава НИЦ МКВК.

По его мнению, одна из главных функций, предусмотренных проектными документами Токтогула, - выполнение многолетнего регулирования. Выпустив в коммерческих ценах для производства электроэнергии сверх своих нужд и оросительных попусков 5.5 млрд. м3 воды, к наступлению маловодного 2008 года водохранилище оказалось опустошенным. "О каком тут многолетнем регулировании может идти речь? Такое поведение киргизских энергетиков определяется явно спекулятивными интересами. На совещании в Бишкеке водников и энергетиков пяти стран в мае 2008 года я предложил не связывать поставки воды с газом, топливом и т.д., а взамен летних попусков и вырабатываемой при этом электроэнергии в интересах ирригации, поставить зимой Киргизии такое же количество электроэнергии, при этом по такой же цене, что и они требуют за летнюю, хотя летняя электроэнергия намного дешевле зимней. Нынешний министр энергетики г-н Ильяс Давыдов - он был тогда заместителем ОАО "Электрических станций", категорически отказался, и это понятно, ибо через воду киргизские энергетики пытаются получить доход, в ущерб своим соседям. Можно ли говорить о том, что каскад не приносит ущерба соседям когда: ущерб от несогласованных зимних попусков Казахстану и особенно дельте в низовьях составил $17 млн.; орошаемому земледелию 4 стран было недодано даже против бытового стока более 1,0 млрд. м3 воды, что дает ежегодный убыток свыше $100 млн.", - отметил В.Духовный. Он также подчеркнул, что нынешняя линия поведения Токтогула нанесла непоправимый ущерб доверию других стран к доводам и режимам работы гидроэнергоузлов.

"Камбарату (также как Рогун) можно запроектировать в правильном режиме, но кто будет гарантировать, что эти режимы будут сохраняться? А ведь сооружения Камбараты II позволяют не только улучшить водообеспечение региона, если она будет работать в энергетическом режиме, а Токтогул - в ирригационном, но и поставит на колени все нижележащие страны, если Камбарата будет работать летом на покрытие собственных нужд Киргизии, наполняя одновременно Токтогул, а Токтогул всей своей мощью будет работать в зимнее время, почти прекратив летние попуски. Тогда покупать надо будет не 2,2, а 4,5 км3 воды в виде электроэнергии. А ведь именно такую концепцию нужно ожидать, если смотреть, как ведет себя Минэнерго Киргизии ныне. Именно таких режимов боятся нижележащие страны и по Сырдарье и по Амударье", - заметил почетный вице-президент Международной комиссии по ирригации и дренажу. По его словам, и со стороны Таджикистана и со стороны Киргизии раздаются голоса (Холматов, Маматканов) - их сооружения своими емкостями дают возможность нижележащим странам орошать дополнительные земли, дескать, они им за это должны платить.

"Глупейшее заблуждение! И Токтогул и Нурек играли роль дополнительного регулятора для орошения до тех пор, пока они собирали зимний сток и увеличивали летний сток. Зимний режим водохранилищ не увеличивает оросительную способность рек против бытового стока, а уменьшает! Это мы убедительно показали на примере бассейна Сырдарьи. То же относится и к бассейну Амударьи. Поэтому не платить должно орошаемое земледелие за регулирование стока, а энергетики, регулирующие воду в своих интересах, накапливая летний сток и увеличивая зимний сток, должны компенсировать ущербы и потери орошаемому земледелию, на котором держится 60% населения Центральной Азии. Именно непонимание и недооценка социально-экономической роли орошаемого земледелия приводит к таким провокационным заявлениям уважаемых коллег, которым надлежит напомнить, что зло всегда хромое, и ходит оно на костылях добродетели. Чтобы создать уверенность в будущем, Киргизия и Таджикистан должны предложить всем нижележащим странам гарантии невозможности гидроэнергетического диктата или в виде совместного управления всем каскадом Нарынских ГЭС всеми нижерасположенными странами или путем передачи управления международной специальной организации при обязательствах строго следовать ирригационному режиму попусков из Токтогула. Если такое не случится, очевидно, возникнет постоянный водный трибунал по Центральной Азии, который будет заниматься разбором взаимных претензий и ущербов друг другу. Путь крайне нежелательный, но неизбежный, если нынешние тенденции будут развиваться в том же смысле, как и ныне", - заключил директор НИЦ МКВК.