Глава МИД Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак встретился 17 июля с американским политологом Майклом Бобиком. В ходе встречи обсуждалось признание Косово, Южной Осетии и Абхазии в контексте урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Об этом сообщили в пресс-службе МИД ПМР, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Говоря о признании Косово с точки зрения определения статуса Приднестровья, Владимир Ястребчак отметил, что в данном случае независимость получил не субъект бывшей федерации, а автономия. Министр назвал этот процесс закономерным, отметив, что пора завершить тот исторический этап, который начался на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого столетия, связанный с распадом Югославии, СССР и Чехословакии. По его словам, после признания Южной Осетии и Абхазии внешнеполитические приоритеты Приднестровья остались неизменными - это нормализация отношений с Молдавией и достижение международного признания. "Международному сообществу пора подвести черту и перейти к новым принципам мироустройства", - заявил Ястребчак.

Касаясь роли ЕС в молдавско-приднестровском урегулировании, глава МИД ПМР отметил как реальную меру со стороны Брюсселя только мониторинговую миссию EUBAM, действующую на приднестровско-украинской границе с конца 2005 года. Оценивая проблемы, которые создают запреты на перемещение руководства ПМР по территории ЕС и США, а также адекватные меры со стороны Приднестровья, Владимир Ястребчак заявил, что в данном случае Брюссель создал проблемы не только для Тирасполя, а для себя. "Если Евросоюз намерен играть какую-либо роль в молдавско-приднестровском урегулировании, то для чего он демонстрирует свою политическую ангажированность? Тот факт, что с 2003 года эти ограничения все время продлеваются, говорит о неспособности следить за ситуацией в данном регионе Европы и нежелании работать на этом направлении", - заявил он.

Отвечая на вопрос американского политолога о том, "насколько помощь Приднестровью со стороны России затягивает решение конфликта", Ястребчак отметил, что урегулирование оттягивается не российской помощью, а недоговороспособностью Кишинева. Он напомнил, что именно Кишинев отказался от федеративной модели урегулирования, сорвав подписание "Меморандума Козака" в 2003 году. Причем позиция молдавского президента Владимира Воронина, по словам приднестровского министра, в тот момент во многом определялась именно реакцией Запада на этот документ. Что касается российской помощи Приднестровью, то, по словам Ястребчака, она никак не приближает и не отдаляет урегулирование. Как отметил министр, те дотации, которые получают пенсионеры в Приднестровье от России - это элементарная забота государства о своих гражданах, а обеспечение Приднестровья энергоресурсами - это забота, в том числе о российском капитале и российских предприятиях, работающих в Приднестровье.

Ястребчак также заявил, что в Приднестровье проживают тысячи граждан Молдавии, "которая также могла оказать им материальную поддержку и, тем самым стать более привлекательной для приднестровцев, но такого желания со стороны Кишинева не прослеживается".

Очень важным для Приднестровья, по словам Владимира Ястребчака, является украинский фактор. "Украина является полноправным посредником урегулирования и страной гарантом, здесь проживает более 80 тысяч украинских граждан, поэтому, если бы Киев захотел, он мог бы играть более активную роль в регионе".