"Правовой статус НКР определен 10 декабря 1991 года": карабахский эксперт

Баку, 13 июля 2009, 14:13 — REGNUM  "Текст совместного заявления по нагорно-карабахскому конфликту президента РоссииДмитрия Медведева, президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы и президента Франции Николя Саркози мало чем отличается от других, ранее принятых заявлений на разных уровнях и в рамках различных международных структур в поддержку Минского процесса ОБСЕ. Примечательно, что ныне президенты трех стран призывают власти Армении и Азербайджана завершить согласование конкретных принципов урегулирования, которые опубликованы на официальном сайте ОБСЕ (http://www.osce.org/item/38731.html)". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости в Степанакерте, об этом заявил председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности, экс-заместителя министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян, комментируя совместное заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху и базовым принципам урегулирования. Он высказал свое мнение по каждому принципу.

1. Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. - Сдача какой-либо подконтрольной НКР территории Азербайджану будет означать, прежде всего, нарушение основного закона - Конституции НКР, в которой данные территории закреплены. Во-вторых, вывод подразделений Армии обороны НКР даже с части освобожденных территорий подорвет военную и продовольственную безопасность НКР.

В опубликованных принципах нет даже намека на возвращение под контроль НКР более 1000 кв.км карабахских земель, оккупированных Азербайджаном. - На переговорах речь должна идти не о территориях, а о границах между НКР и Азербайджаном. Только после признания государственности НКР Азербайджаном двусторонняя межправительственная комиссия должна заняться делимитацией и демаркацией межгосударственных границ. В этом состоит международная практика решения пограничных споров.

2. Наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления. - Этот принцип на самом деле означает попытку ограничить суверенитет НКР, поставив под сомнение независимый статус республики и лишив ее собственной системы безопасности. Реальным обеспечением безопасности стало бы признание независимости НКР, что бы предоставило Арцаху новые возможности для поддержания собственной безопасности, в том числе политико-дипломатическими средствами.

3. Коридор между Арменией и Нагорным Карабахом. - Сухопутная связь между НКР и Арменией была установлена в мае 1992 года и расширена в ходе боевых действий 1993 года. Было бы наивно ограничивать имеющуюся полноценную сухопутную связь НКР с Арменией уязвимым "коридором". Интересно, что данный принцип предлагается в качестве уступки армянам.

4. Определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления. - Правовой статус НКР уже определен на основе юридически обязательного волеизъявления 10 декабря 1991 года и подтвержден другим референдумом по принятию Конституции НКР 10 декабря 2006 года. Кроме того, народ НКР восемь раз косвенно выражал свою приверженность независимой государственности на общереспубликанских президентских и парламентских выборах, голосуя за программы политических партий и отдельных кандидатов, в которых отмечалась необходимость международного признания и укрепления государственности НКР. Таким образом, за последние 18 лет граждане НКР десять раз высказывались в пользу независимого статуса НКР.

5. Обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания. - Данный принцип может быть обсужден всеми тремя сторонами после признания независимости НКР Азербайджаном. Позитивным моментом является использование слова "всех", а не только азербайджанских беженцев. Хотя и непонятно, кто и каким образом может обеспечить права и гарантировать безопасность сотен тысяч людей, которые могут оказаться на территории противоположной стороны.

6. Международные гарантии безопасности, в том числе и операции по поддержанию мира. - По сути, НКР предлагается заменить имеющуюся собственную систему военной безопасности неэффективным механизмом "голубых касок". Возможное появление на территории НКР чужих вооруженных сил, пусть даже под флагом авторитетных международных организаций, немедленно резко ограничит суверенитет республики. Поскольку суверенитет НКР еще не получил признания международного сообщества и страна не представлена в вышеназванных структурах, как следствие, Карабах не будет обладать какими-либо из гарантированных международным правом рычагов воздействия на эти силы. В подобных условиях возможный ввод миротворческих сил в корне станет противоречить нашим национальным интересам. НКР не может ограничивать свой государственный суверенитет, не получив его всеобъемлющего международного юридического признания. Передача прямых обязанностей по поддержанию безопасности, а с ними и конкретных территорий третьей стороне не гарантирует укрепление этой самой безопасности и несет в себе новые угрозы.

Карабахцы имеют собственный опыт общения с "миротворцами" советского периода, когда войска, направленные с конца 1980-х охранять безопасность населения, хронически не справлялись со своими обязанностями и не смогли обезопасить армянское население Аз. ССР от погромов и насилия. В 1991 году, по приказу руководства СССР, те же самые войска изгнали армянское население из некоторых частей Арцаха (операция "Кольцо"). Миротворческие операции продемонстрировали низкую эффективность и в других конфликтных зонах. Для правительств, направляющих миротворцев в регион конфликта, их интересы и непосредственная безопасность самих миротворцев всегда будут важнее безопасности местного населения.

"Опубликованные базовые принципы, в случае их принятия и реализации, нанесут непоправимый урон национальным интересам НКР и Республики Армения. Неприемлемость базовых принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта зафиксирована в Резолюции Всеармянской конференции, состоявшейся в столице НКР 10-11 июля с.г. Участники конференции из Армении, Арцаха и Диаспоры потребовали от властей Республики Армения не подписывать предлагаемый документ. Очевидно, есть понимание того, что сдача противнику территорий, на которые армянский народ имеет как юридические и политические, так и исторические права, будет сильным моральным ударом для армянского народа, способным лишить на годы национальную волю к сопротивлению и мотивации строить собственную государственность", - резюмировал Масис Маилян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 мая
NB!
22.05.17
Оппозиция Севастополя не смогла найти спарринг-партнера Овсянникову
NB!
22.05.17
Громкий прецедент: Новосибирск на грани внешнего финансового управления
NB!
22.05.17
«Второй кандидат на пост саратовского губернатора – не подставная фигура»
NB!
22.05.17
Литовцы в Скандинавии превращаются в рабов, как украинцы в Литве
NB!
22.05.17
Латвия готовит крупнейшую закупку военной техники в своей истории
NB!
22.05.17
Развенчание мифов по Кудрину: в чьих интересах?
NB!
22.05.17
Рожать за 500 км: в Архангельской области оптимизируют роддома
NB!
22.05.17
Голой грудью на полигон: в Брянской области жители протестуют против свалки
NB!
22.05.17
Город на костях: В центре Ростова-на-Дону обнаружено кладбище меотов
NB!
22.05.17
Революционно настроенной молодежи в РФ нет — глава ВЦИОМ
NB!
22.05.17
«Дни бразильского президентства Темера сочтены»
NB!
22.05.17
Минобрнауки воспитает у молодежи отторжение к радикализму
NB!
22.05.17
МИД РФ сообщил о «жалости к Маккейну» после слов о Путине и Лаврове
NB!
22.05.17
Двое несовершеннолетних детей Кадырова заработали за год по 10 млн рублей
NB!
22.05.17
Остановить манипулирование молодыми мозгами — Жириновский
NB!
22.05.17
Радио REGNUM: Аналитика. Главное за 22 мая
NB!
22.05.17
Италия: «Трамп — хромая и слабая утка только у себя дома»
NB!
22.05.17
В Литве началась охота на «Росатом»
NB!
22.05.17
Ещё один татарский банк признан банкротом
NB!
22.05.17
Не в первый раз: завладеет ли РПЦ Золотыми воротами во Владимире?
NB!
22.05.17
В кредитном подходе США неуважение к «священной войне» Украины — Косачев