Проблема с урановыми хвостохранилищами в Центральной Азии вышла за региональные рамки
Казахстан, 9 июля, 2009, 16:31 — ИА Регнум. Проблема с урановыми хвостохранилищами в Центральной Азии является давно наболевшей, и на сегодняшний день вышла за рамки регионального уровня. Об этом заявил в своем докладе на Международном Форуме в городе Женеве (Швейцария) "Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: национальные проблемы, региональные последствия, глобальное решение" председатель Государственного комитета по охране природы, председатель Исполнительного комитета Центрального Кенгаша Экологического движения Узбекистана Борий Алиханов, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.
По его словам, нынешнее состояние хвостохранилищ региона представляет большую радиационную угрозу для всех Центрально-азиатских государств и требует принятия безотлагательных и совместных мер по реабилитации хвостохранилищ. Вдоль берегов реки Майлуу-Суу в период с 1944 по 1967 годы захоронены отходы переработки урановой руды, и к настоящему времени имеется 23 хвостохранилища, требующих укрепления селезащитных дамб и выполнения работ по обеспечению устойчивости склонов на оползнеопасных участках, а также проведения ряда мероприятий по снижению рисков и угроз радиационной, экологической безопасности, главным образом, для здоровья населения.
"В настоящее время в Республике Узбекистан сформирована и развита нормативно-правовая база, регулирующая отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности, защиты здоровья граждан, а также охраны окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. В тоже время, необходимо отметить также два из основных моментов, сложившейся ситуации: во-первых, проблема носит международный характер, т.к. процессы переноса радионуклидов не признают государственных границ; во-вторых, ни одно из независимых Центральноазиатских государств вследствие переходного периода не имеет достаточного количества специального оборудования и механизмов, аппаратуры и материалов для решения проблем надежного захоронения и контроля радиоактивных материалов и эталонной базы для легализованной работы в области радиационной и ядерной безопасности", - отметил глава Государственного комитета по охране природы.
По его мнению, в этом контексте, на сегодняшний день основные усилия по улучшению радиационной обстановки должны быть направлены на решение следующих задач: на трансграничном уровне: совместная оценка состояния инженерных сооружений хвостохранилищ №№ 3, 7, 8 Майлуу-Суу Киргизии, представляющих угрозу для территории Республики Узбекистан; создание объектов физической защиты с резервуаром (строительство дамб и резервуара с внутренним покрытием) по пресечению радиоактивного и токсического лавинного потока при возникновении природных катаклизмов на территорию Ферганской долины Республики Узбекистан с территории Киргизии; создание коммуникационно-оповещающих систем для постоянного обмена информацией между республиками в области радиационной безопасности. На внутригосударственном уровне: создание базовой метрологической лаборатории для приборов радиационного контроля и эталонной базы для легализованной работы в области радиационной и ядерной безопасности в Республике Узбекистан; оснащение радиологических лабораторий соответствующих органов стационарными и передвижными радиометрическими, дозиметрическими и спектрометрическими приборами; радиоэкологическая паспортизация объектов, содержащих радиоактивные отходы; повышение уровня знаний персонала (подготовка и переподготовка кадров), работающего с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения.
"Выполнение вышеуказанных задач будет способствовать: во-первых, обеспечению учета показателей, характеризующих радиационную обстановку на объектах; во-вторых, созданию информационной базы данных об уровнях облучения людей природными и другими источниками, разработке рекомендаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; в-третьих, переоценке значимости одних источников ионизирующего излучения и выявлению причин недооценки значения других; в-четвертых, получению информации о территориях и группах риска населения, подверженных воздействию повышенных уровней ионизирующего излучения и проведению анализа эффективности проводимых мероприятий; в-пятых, разработке рекомендаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения", - подчеркнул председатель Исполнительного комитета Центрального Кенгаша Экологического движения Узбекистана.
Он обратил внимание на то, что возможности Республики Узбекистан в выполнении вышеуказанных работ на региональном уровне заключаются в следующем: подготовка квалифицированных комплексных исходных данных для проекта рекультивации; составление обоснованного проекта рекультивации; выполнение работ по рекультивации территории; пострекультивационный радиационный контроль территории; подготовка кадров, занимающихся вопросами радиационной безопасности. "Проблема с урановыми хвостохранилищами в Центральной Азии на сегодняшний день вышла за рамки регионального уровня и обрела широкий характер. Поэтому, данная проблема может быть решена только в случае консолидации усилий всех стран региона, по принципу комплексного межтерриториального подхода в тесном сотрудничестве с международным сообществом. При этом, роль и место общественности в реализации данных задач имеет особое значение", - заключил Б.Алиханов.