Решение Евросоюза о приостановке программы "Восточное партнерство" имеет не экономическую, а политическую подоплеку. Так прокомментировал заявление премьер-министра Швеции Фредерика Рейфельда - страны, взявшей на себя председательство в ЕС, политолог Степан Григорян.

По его мнению, в мае 2009, когда во время встречи лидеров ЕС в Праге было принято решение о начале программы, мировой экономический кризис был уже в разгаре. Так что, основная причина - в России, которая выступает против любых программ НАТО и ЕС со странами на постсоветском пространстве, в частности - странами Южного Кавказа. Политолог считает, что после августовских событий прошлого года, Европа и США боятся стать причиной новых резких шагов со стороны России. Кроме того, Россия может использовать экономический рычаг давления на Европу - еще более ужесточить условия поставки энергоносителей.

По словам Григоряна, Европа и США надеются на достижение консенсуса с Россией, однако никаких реальных шансов на это нет, так как российское руководство не намерено смягчать свою позицию. Более того, приостановление программы может убедить Россию в правоте своей позиции и даже подвигнуть к новым силовым акциям на Кавказе.

Как сообщал ранее ИА REGNUM Новости, в 2008 году программа "Восточное партнерство" была одобрена ЕС, а старт программы был дан в мае 2009 года. Она направлена на укрепление отношений ЕС с шестью постсоветскими странами - Белоруссией, Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией и Азербайджаном. Согласно заявлениям глав ЕС, программа "Восточное партнерство" направлена на создание свободного экономического пояса и определение облегченного визового режима между странами-членами программы. Однако европейские чиновники также не скрывали, что одним из ключевых пунктов программы является создание альтернативных транспортно-коммуникационных маршрутов между Южным Кавказом и Европой и установление контроля над транзитно-энергетической инфраструктурой Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Грузии и Азербайджана. Более того - эти задачи были прямо поставлены в официальной программе "Восточного партнёрства". Одновременно были даны однозначные разъяснения участникам программы, что она ни в коей мере не является шагом на пути их полноправного присоединения к ЕС или вступления с ним в "ассоциированные отношения".