На юге Узбекистана приступили к археологическим раскопкам древнейшего центра буддизма
Узбекистан, 2 июля, 2009, 16:34 — ИА Регнум. В Институте археологии Академии наук Узбекистана открылся очередной сезон полевых работ, и ученые отправляются на места древних поселений, чтобы продолжить раскопки. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости в Институте археологии Академии наук Узбекистана. По словам собеседника агентства, еще в седьмом веке странствующий буддийский монах Сюань-цзян побывал в княжестве Та-ми, или в Тармите, как назывался в древности Термез. В своем "Описании Западных стран" паломник с восхищением сообщал, как в одном из путешествий его взору открылось с десяток монастырей, в которых проживало около тысячи монахов. Он видел и священные буддийские памятники-ступы, и многочисленные статуи Будды.
"Когда более ста лет назад дневник перевели на французский язык, то этот факт удивил ученый мир, но вызвал и большие сомнения. И только археологические находки подтвердили, что странствующий монах, оказавшись в верховьях Амударьи, не витал в облаках собственной фантазии. Наука получила неоспоримые доказательства того, что Термез в эпоху Кушанского периода истории (I-IV века) действительно был центром буддизма в Центральной Азии. Сюда приходили поклониться далеким святыням даже из Индии. О чем свидетельствуют многочисленные надписи, найденные при археологических раскопках. Масштабные исследования буддийских монастырей в последнее десятилетие подтвердили, что это учение из Тармиты распространилось не только по всей Центральной Азии, но и шагнуло дальше на восток - в Китай, Корею и Японию", - пояснил ученый-археолог.
По его словам, материальную базу под этот постулат подвели участники международной экспедиции Института археологии, изучающей буддийский культовый центр Каратепе на территории древней Бактрии (юг Узбекистана). В содружестве с японскими учеными был обнаружен монастырский комплекс, датируемый II-IV вв. новой эры, что стало большим научным открытием. Собрана бесценная коллекция находок, подтвердившая гипотезы о том, что здесь процветала буддийская культура со своей художественной школой, основанной на синтезе местных бактрийских традиций. Сегодня буддийские святыни Каратепе - остатки былого великолепия. По ним и воссоздают ученые далекую эпоху.
По словам соруководителя узбекско-японской экспедиции Шакиржана Пидаева, они продолжают выявлять детальную планировку монастырского комплекса, его структуру, архитектурные особенности. Перед ними уже открылся большой двор с айванами, с 20 кельями, в которых жили монахи. Предстоят также дальнейшие исследования влияния бактрийской культуры на буддийское художественное искусство. Обитатели монастырского комплекса Каратепе активно украшали храмы, используя богатый опыт и традиции местных художников, скульпторов, гончаров. Они обнаружили крупные, высотой до четырех метров, статуи Будды, а также скульптурные изваяния бодисаттв и донаторов - меценатов буддийской общины. Немалый интерес представляют найденные на раскопках глиняные и живописные изображения Гаруды - огромной птицы со змеей в клюве. Согласно буддийской мифологии, Гаруда - гроза всех змей - порождает бурю взмахом своих крыльев.
Представитель Института археологии обратил внимание на предположение, что именно в монастырском комплексе Каратепе буддийские монахи впервые использовали купольное перекрытие при строительстве своих святынь. Это технику они позаимствовали у местных бактрийских зодчих. "На земле Тармиты, которую ныне величают "Меккой археологов", работают еще две международные экспедиции с участием французских и испанских коллег. Всесторонне изучаются фортификационные сооружения старого Термеза. Исследуется памятник эпохи бронзы - городище Джаркутан, где был обнаружен самый древний в нашем регионе зороастрийский храм огня. Большая, более 100 гектаров, площадь Джаркутана, наличие монументальных сооружений и развитие ремесла позволяют ученым отнести памятник к прототипам городской цивилизации на территории Узбекистана", - заключил собеседник агентства.