Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило Концепцию развития законодательства в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Российской Федерации, а также предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области разработки и применения ИКТ. Как сообщает пресс-служба министерства, в настоящее время проходит обсуждение документов с заинтересованными ведомствами и профессиональным сообществом с тем, чтобы до начала июля 2003 года направить их на рассмотрение в правительство РФ.

Концепция рассматривает вопросы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с разработкой и применением современных технологий создания, обработки, передачи, использования и хранения информации. Ею, в частности, предусматривается фундаментальное реформирование законов, устанавливающих основные понятия и принципы регулирования в сфере информационных отношений (законов общего характера об информации как таковой и особенностях ее правового статуса как отдельного объекта гражданских прав, о регулировании отдельных видов информации (конфиденциальной информации, массовой информации и др.), а так же законов, регламентирующих порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов, информационного взаимодействия в сфере государственного управления). "Приведение их в соответствие с гражданским законодательством, зарубежным опытом и реальной спецификой применения ИКТ позволит в полной мере реализовать и гарантировать закрепленные Конституцией права и свободы в информационной сфере", - говорится в тексте проекта Концепции. Кроме того, как отмечается далее, "требует особого внимания развитие законодательства об информационной открытости органов государственной власти, о порядке осуществления информационного обмена с ними, о защите данных персонального характера, об охране коммерческой и служебной тайны".

Также предлагается подвергнуть серьезному пересмотру меры предварительного контроля (лицензирование, сертификация, регистрация, получение разрешений) с целью повышения их эффективности и предотвращения неоправданных обременений, возникающих в результате их использования. "Меры предварительного контроля должны применяться только в тех случаях, когда невозможно защитить права и законные интересы участников рынка иными мерами. По мере совершенствования системы текущего контроля количество предварительных контрольных мер должно сокращаться" - подчеркнуто в проекте Концепции.

Радикального пересмотра требует и сложившаяся система лицензирования в информационной сфере, противоречащая объективным потребностям развития страны. Из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, по мнению разработчиков Концепции, должны быть исключены все виды деятельности, связанные с оказанием информационных услуг, разработкой, производством, распространением и реализацией продукции ИКТ, если они не относятся к средствам защиты государственной тайны и не предназначены для использования в государственных учреждениях.

Что касается системы финансирования деятельности органов по надзору за связью и информатизацией, которая в настоящий момент осуществляется в основном за счёт отчислений операторов связи, то она, согласно проекту Концепции, подлежит безотлагательному изменению. "Необходимо в кратчайший срок распространить на финансирование указанной деятельности общий порядок, предусматривающий выделение соответствующих средств отдельной строкой из федерального бюджета, - говорится в этом документе. - Аналогично должен быть решён и вопрос о перенесении расходов на внедрение системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), в соответствии с действующим законодательством, с операторов связи на средства, выделяемые из федерального бюджета на нужды соответствующих федеральных органов исполнительной власти".

Далее в Концепции предлагается произвести коренной пересмотр действующего порядка регулирования деятельности в области связи, "характерной чертой которого является наличие условий для коррупции" при том, что он "не обеспечивает сам по себе должного качества оказания услуг связи потребителям".

Одним из важнейших положений Концепции является перенесение на другие методы регулирования той роли, которую сейчас в выполняет лицензирование. "Основную роль в области государственного контроля за деятельностью в области связи должны играть общеправовые методы контроля и надзора: осуществление надзорными органами наблюдения за соблюдением законодательства, выявление его нарушений и внесение предписаний об их устранении", - говорится в документе.

В рамках реализации Концепции предполагается разработать и принять ряд законодательных актов, в том числе Федеральные законы "Об аналогах собственноручной подписи" (либо Федеральный закон "Об электронных подписях"), "О развитии государственных информационных ресурсов", "Об основах информационной безопасности", "О персональных данных". Последний Федеральный закон должен установить критерии отнесения информации к категории персональных данных, установить условия и механизмы сбора, использования и доступа к данной информации. при этом должны быть учтены лучшие практики в зарубежном регулировании в этой области, включая директивы Европейского Союза.

Планируется также издание нескольких постановлений правительства РФ, в том числе постановлений, утверждающих Перечень средств связи, подлежащих обязательной регистрации, и Перечень предельных значений технических параметров, превышение которых влечет необходимость получения разрешения на ввоз, приобретение и использование данных средств связи.

В целях реализации Концепции предлагается также внести изменения в целый ряд действующих законодательных актов. Изменения должны коснуться в первую очередь Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", а также других законов, инструкций и нормативных документов.