Правительство Литвы сегодня, 15 июня, окончательно приняло поправки к ряду законам, которые касаются созданного в Литве единого энергетического предприятия LEO LT, которое год назад было создано для строительства новой АЭС в Литве и электромостов со Швецией и Польшей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, в правительстве не раскрывают принятые решения, поэтому окончательная судьба LEO LT незвестна: оно будет либо полностью расформировано, либо трансформировано таким образом, что государство будет иметь полный контроль над предприятием и, вне зависимости от желаний частного инвестора, принимать различные решения.

"Правительство, руководствуясь разъяснениями Конституционного суда, что в законе об АЭС не прописаны принципы, которые могут заверить действенное представление интересов государства, как управляющего пакетом акций (...) приняло поправки к этому закону, в котором прописано, что в собственности государства должно находится не менее 2/3 акций национального инвестора", - говорится в сегодняшнем сообщении пресс-службы правительства.

Также отмечается, что LEO LT не будет проводить работы по строительству АЭС в Висагинасе и прокладки электромостов в Швецию и Польшу. Принятые поправки переданы в парламент Литвы с просьбой рассмотреть и принять их в ускоренном режиме.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, Сейм Литвы 24 марта начал процедуру отзыва закона "Об атомной энергетике", после которого была создана компания LEO LT. В случае если закон будет отозван, предприятие LEO LT прекратит свое существование, так как оно было создано на законодательной базе этого закона. Государству в свою очередь придется расторгнуть договор с частной компанией NDX Energija, которой принадлежит часть акций LEO LT. В этом случае, как отметила часть депутатов, у частного предприятия будет основание требовать миллиардные компенсации за расторжение договора.

Напомним также, по требованию Европейского союза Литва обязана прекратить работу Игналинской АЭС в 2009 году. Литва совместно с Эстонией, Латвией и Польшей планировала построить новую АЭС к 2018 году, однако переговоры между участниками проекта затягиваются. Более того, недавно Конституционный суд Литвы пришел к выводу, что закон 2007 года о строительстве новой атомной станции взамен Игналинской АЭС противоречит Конституции республики. Основной закон страны был нарушен при создании литовской компании LEO LT, занимающейся проектом по строительству АЭС - не были установлены обязательства частной компании инвестировать в строительство АЭС, не были определены критерии инвестирования госимущества. В Литве начали обсуждать вопрос расформирования предприятия.

Новоизбранный президент Литвы Даля Грибаускайте ранее заявляла, что она не собирается давать возможность долго рассматривать этот вопрос. "Знаете, чтобы спать три месяца, у нас нет времени. Это мой ответ на любые "три месяца". Если у юристов не хватает времени, пусть работают по ночам. Для Литвы сейчас слишком тяжелое время, чтобы тянуть резину. Время прошло. Так, как работали вчера, нет времени, и никто так работать не сможет. Я сразу после инаугурации хочу иметь все решения на столе, а до этого для правительства будут ясно сформулированы задачи", - сказала еврокомиссар, отвечая на вопрос о возможности более тщательного изучения способов расформирования предприятия, без уплаты миллионных штрафов участвующей в проекте частной компании. Позже планы по расформированию, которые высказала избранный президент, поддержал и премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.

В свою очередь, завершающий свою каденцию президент Литвы Валдас Адамкус выступил против расформирования энергетической компании LEO LT. "В первую очередь хочу сказать, что если это было оглашено (планы по расформированию - прим. ИА REGNUM Новости Новости), значит и дальше проходит политиканство. Мне кажется, что решение должно быть ясно сделано: хочет Литва иметь атомную станцию или нет. А сейчас играются в игрушки, все выборы уже закончены, а популистские заявления продолжают проводиться. Поэтому нужно заручиться доверием наших зарубежных партнеров, показать, что у нас есть все решения. Сейчас было бы лучше всего, если бы избранный президент, правительство и я сам представили это решение общественности и парламенту. Хватит вести политические, партийные игры", - заявил Адамкус.