4 июня стартует общероссийская акция "ЕГЭ - подсуден", сообщил на пресс-конференции 4 июня президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. По словам Сергея Комкова, параллельно продолжаются судебные разбирательства по искам РФО к Минобразования и Рособрнадзору: подана кассационная жалоба в Верховный суд, на решение, принятое судом в конце мая. "Как мы и предполагали, мотивировать решение, принятое первой инстанцией Верховного суда, практически нечем. Все, что написано в решение ВС - полная чушь, - констатировал Комков. - Это просто изложение слов представителей Минобразования и Минюста на заседании суда. Например, судья вообще обошла вопрос о том, что в России нет действующих стандартов ЕГЭ. При этом у нас есть решение Дивеевского райсуда: он разобрался в ситуации быстрее Верховного суда, когда родители подали жалобу на то, что нет стандартов, по которым нужно сдавать ЕГЭ. На что суд ответил, что стандарты не были предъявлены, так как они вообще не разработаны, в России их пока еще нет. Мы просили это учесть, но Верховный суд не принял это во внимание".

Кроме того, считает эксперт, суд неверно истолковал Международную конвенцию по правам человека. "Суд пишет, что альтернатива ЕГЭ есть, экзамены в традиционной форме принимают. Но где их принимают? В специальных образовательных учреждениях для детей с девиантным поведением! То есть, для того, чтобы сдать обычный экзамен, ученик должен сначала попасть в колонию для несовершеннолетних... Это абсолютный нонсенс", - пояснил он.

Инициаторы акции в настоящее время готовят дальнейшую платформу для продолжения действий, добавил он. Как только будет принято кассационное решение не в пользу родителей, они направят обращение в Страсбургский суд по правам человека. Сегодня же каждый человек, недовольный ЕГЭ, может принять участие в этом процессе. "Нами разработана специальная форма заявления, в которой можно указать название суда, номер школы, данные заявителя и т.д., - сообщил Комков. - Ей можно воспользоваться, если требуется отменить результаты конкретного экзамена по конкретной дисциплине, если результаты этого экзамена не удовлетворяют родителей или выпускника. Причина обращения: поскольку ни в период подготовки, ни в период экзамена они не могли ознакомиться с содержанием федерального стандарта, по которому были сформулированы задания экзамена. Заявление предполагает возмещение морального вреда, в зависимости от того, какую роль сыграл этот ЕГЭ в жизни выпускника. Если он, например, пролетел мимо вуза или вообще остался без аттестата".

Ответчиком по данному заявлению является местное управление образования. Форма заявления будет размещена на ряде сайтов в Интернете, среди которых - za-nauku.ru, zavuch.info, сайт депутата Госдумы Олега Смолина, сайт Института коллективного действия, КПРФ, "Справедливой России" и т.д. Переговоры ведутся и с другими организациями, подчеркнул Комков.

"Если мы получим удовлетворение хотя бы десятка таких заявлений, это будет прецедентом, по которому вообще можно будет требовать отмены ЕГЭ, поскольку он грубейшим образом нарушает гражданские права", - констатировал Комков.

У экспертов в области образования по-прежнему масса претензий к ЕГЭ, отметил он. Прежде всего, это явно заниженный порог удовлетворительной оценки. Если максимальный балл, который можно набрать при выполнении тестового задания - 100, то аналогом тройки является 35-36. "А это как минимум должен быть 50-60 баллов", - считает специалист. При этом в 2009 году по итогам уже состоявшегося ЕГЭ по биологии 7,6% получили оценку ниже, по информатике - 11%. "По этим результатам можно судить, какой уровень мы имеем", - констатировал Комков. Если все экзамены будут сданы таким образом, то в 2009 году 100-120 тысяч выпускников вообще могут остаться с "волчьим билетом" - без аттестата. А это уже грозит социальным взрывом, предупреждают специалисты. При этом в Минобразования и Рособрнадзоре, по словам Комкова, намерены решать проблему весьма оригинальным образом: еще больше понизив минимальный порог. "Возникает вопрос, зачем вообще нужен такой экзамен", прокомментировал Комков.

У учителей, со своей стороны, накопилась масса претензий к системе ЕГЭ. Накануне пресс-конференции корреспондент ИА REGNUM Новости пообщался с учительницей одной из московских школ, по словам которой, учителя все больше склоняются к тому, что альтернативы традиционной системе среднего образования нет, если вообще еще идет речь о том, что выпускник школы должен иметь полноценные знания. "Требования к заполнению экзаменационных листов в разных школах отличаются друг от друга, на это жалуются и дети, и учителя, - говорит собеседник ИА REGNUM Новости. - По-прежнему встречаются вопросы, на которые можно дать более чем один ответ. Если это относится даже к химии, что уж говорить о менее точных предметах. На экзамене по алгебре в прошлом году "четверку" ставили уже начиная с 8 баллов (из 30), "пять" - начиная с 16 баллов. Мы резко опустили уровень, планку образования... Не говоря уж о том, что в 11 классе школьники вообще практически не учатся: они заняты исключительно подготовкой к ЕГЭ, у них не остается ни времени, ни сил на выполнение школьной программы. У них совершенно другая мотивация, другие приоритеты. Например, писать сочинения сегодняшние выпускники вообще рискуют разучиться - им это просто не нужно".

С опасениями учителей Сергей Комков согласен. Один из самых серьезных недостатков ЕГЭ состоит в том, что он убивает творческое начало в молодых людях - именно в том возрасте, когда это начало наиболее сильно. "Мы получаем убогих, перекошенных людей, хотя задачей среднего образования всегда было дать полноценных, всесторонне образованных личностей", - констатировал Комков.

Кроме того, он отметил и высокий потенциал коррупции ЕГЭ, особенно в регионах. Регионы заинтересованы в том, чтобы их выпускники сдавали ЕГЭ с высокими результатами: ведь тогда не только регион улучшит свой имидж в глазах федерального центра, но и выпускники смогут рассчитывать на получение мест в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Отмечен ряд случаев, когда местные чиновники от образования просто раздавали ученикам готовые ответы, констатировал Комков. "В 2008 году невероятно высокие баллы получали выпускники в Мордовии, Татарстане, Дагестане, Ингушетии, Чечне, Башкирии... - заявил он. - В нынешней ситуации никто не может гарантировать объективность этих результатов".

В заключение эксперт сослался на слова министра юстиции Коновалова, который недавно заявил, что в России 260 недействующих законов, так как к ним не разработаны подзаконные акты. Закон о ЕГЭ попал в их число - ведь федеральные стандарты его проведения отсутствуют. "Закон о ЕГЭ есть, но действовать он не может", - констатировал Комков.