Президент Всероссийского фонда образования: ЕГЭ в его сегодняшнем виде грубо нарушает гражданские права
Москва, 4 июня, 2009, 20:54 — ИА Регнум. 4 июня стартует общероссийская акция "
Кроме того, считает эксперт, суд неверно истолковал Международную конвенцию по правам человека. "Суд пишет, что альтернатива ЕГЭ есть, экзамены в традиционной форме принимают. Но где их принимают? В специальных образовательных учреждениях для детей с девиантным поведением! То есть, для того, чтобы сдать обычный экзамен, ученик должен сначала попасть в колонию для несовершеннолетних... Это абсолютный нонсенс", - пояснил он.
Инициаторы акции в настоящее время готовят дальнейшую платформу для продолжения действий, добавил он. Как только будет принято кассационное решение не в пользу родителей, они направят обращение в
Ответчиком по данному заявлению является местное управление образования. Форма заявления будет размещена на ряде сайтов в Интернете, среди которых - za-nauku.ru, zavuch.info, сайт депутата Госдумы
"Если мы получим удовлетворение хотя бы десятка таких заявлений, это будет прецедентом, по которому вообще можно будет требовать отмены ЕГЭ, поскольку он грубейшим образом нарушает гражданские права", - констатировал Комков.
У экспертов в области образования по-прежнему масса претензий к ЕГЭ, отметил он. Прежде всего, это явно заниженный порог удовлетворительной оценки. Если максимальный балл, который можно набрать при выполнении тестового задания - 100, то аналогом тройки является 35-36. "А это как минимум должен быть 50-60 баллов", - считает специалист. При этом в 2009 году по итогам уже состоявшегося ЕГЭ по биологии 7,6% получили оценку ниже, по информатике - 11%. "По этим результатам можно судить, какой уровень мы имеем", - констатировал Комков. Если все экзамены будут сданы таким образом, то в 2009 году 100-120 тысяч выпускников вообще могут остаться с "волчьим билетом" - без аттестата. А это уже грозит социальным взрывом, предупреждают специалисты. При этом в Минобразования и Рособрнадзоре, по словам Комкова, намерены решать проблему весьма оригинальным образом: еще больше понизив минимальный порог. "Возникает вопрос, зачем вообще нужен такой экзамен", прокомментировал Комков.
У учителей, со своей стороны, накопилась масса претензий к системе ЕГЭ. Накануне пресс-конференции корреспондент ИА REGNUM Новости пообщался с учительницей одной из московских школ, по словам которой, учителя все больше склоняются к тому, что альтернативы традиционной системе среднего образования нет, если вообще еще идет речь о том, что выпускник школы должен иметь полноценные знания. "Требования к заполнению экзаменационных листов в разных школах отличаются друг от друга, на это жалуются и дети, и учителя, - говорит собеседник ИА REGNUM Новости. - По-прежнему встречаются вопросы, на которые можно дать более чем один ответ. Если это относится даже к химии, что уж говорить о менее точных предметах. На экзамене по алгебре в прошлом году "четверку" ставили уже начиная с 8 баллов (из 30), "пять" - начиная с 16 баллов. Мы резко опустили уровень, планку образования... Не говоря уж о том, что в 11 классе школьники вообще практически не учатся: они заняты исключительно подготовкой к ЕГЭ, у них не остается ни времени, ни сил на выполнение школьной программы. У них совершенно другая мотивация, другие приоритеты. Например, писать сочинения сегодняшние выпускники вообще рискуют разучиться - им это просто не нужно".
С опасениями учителей Сергей Комков согласен. Один из самых серьезных недостатков ЕГЭ состоит в том, что он убивает творческое начало в молодых людях - именно в том возрасте, когда это начало наиболее сильно. "Мы получаем убогих, перекошенных людей, хотя задачей среднего образования всегда было дать полноценных, всесторонне образованных личностей", - констатировал Комков.
Кроме того, он отметил и высокий потенциал коррупции ЕГЭ, особенно в регионах. Регионы заинтересованы в том, чтобы их выпускники сдавали ЕГЭ с высокими результатами: ведь тогда не только регион улучшит свой имидж в глазах федерального центра, но и выпускники смогут рассчитывать на получение мест в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Отмечен ряд случаев, когда местные чиновники от образования просто раздавали ученикам готовые ответы, констатировал Комков. "В 2008 году невероятно высокие баллы получали выпускники в Мордовии, Татарстане, Дагестане, Ингушетии, Чечне, Башкирии... - заявил он. - В нынешней ситуации никто не может гарантировать объективность этих результатов".
В заключение эксперт сослался на слова министра юстиции Коновалова, который недавно заявил, что в России 260 недействующих законов, так как к ним не разработаны подзаконные акты. Закон о ЕГЭ попал в их число - ведь федеральные стандарты его проведения отсутствуют. "Закон о ЕГЭ есть, но действовать он не может", - констатировал Комков.