"Армения все эти годы независимости находилась в той ситуации, когда надо было все объяснять всем, и все при этом, все недовольны". Об этом заявил 14 мая на международной конференции, посвященной проблемам безопасности на Южном Кавказе, директор института СМИ Александр Искандарян.

"Имея двух соседей, с которыми были открыты границы, нашей внешней политике приходилось демонстрировать чудеса эквилибристики, только потому, что отношения с Грузией не всегда нравились России, а отношения с Ираном не всегда нравились США", - заявил Искандарян, - "И нам приходилось постоянно объяснять Грузии, что мы - члены ОДКБ, у нас привлеченные инвестиции, обязательства перед нашими стратегическими партнерами и прочее. С другой стороны, приходилось постоянно напоминать России, что пути выхода на внешний рынок сегодня лежат через Грузию. И что мы не можем вот так вот сгоряча взять и признать независимость Южной Осетии, так как это приведет к ряду проблем".

Однако вести внешнюю политику в обозначенных рамках теперь уже невозможно, поскольку политика Турции начала меняться еще с 2004 года, и потому вопрос нормализации армяно-турецких отношений не вызывает сопротивления какого-либо крупного государства или объединения стран. "США и Европа делают явные и неявные шаги, поддерживающие этот процесс. Россия, как минимум, не против. И в Турецкой дипломатии видны изменения". За последние 15 лет, утверждает Искандарян, Турция придерживалась позиции, которая укладывалась в три пункта: "Азербайджан - наши этнические братья и мы будем их поддерживать как в регионе, так и на международной арене; с Грузией мы граничим, поэтому будем возить продукцию через нее и прокладывать путепроводы; с Арменией, требующей признания геноцида, закроем границы и изолируем". Но сейчас Турция ведет кардинально иную - динамичную и при этом осторожную политику, считает Искандарян, несмотря на хаотичные заявления турецких дипломатов то в Баку, то в Анкаре. Процесс переговоров по нормализации отношений прогрессирует, ведь посещение Армении президентом Турции, а затем речь президента США Барака Обамы в Анкаре, в которой он начал о месте Турции в Европе, затем об армяно-турецких отношениях, и только после этого о других международных проблемах, договоренности и прочее - свершившиеся факты. "У этого процесса есть сложности, которые могут сорвать его. И эти сложности не столько в турецко-азербайджанских отношениях, сколько в самой Турции. Речь идет как о государственных, так и о негосударственных организациях и кругах, в том числе и об азербайджанской диаспоре в стране. Однако происходящее - это новая ситуация, новая сетка координат, которая постепенно меняет климат в регионе", - заключил Искандарян.