В связи с угрозой распространения атипичной пневмонии новороссийцы волнуются за собственную безопасность, что, в общем, понятно: город портовый и угроза появления самых экзотических болезней здесь была всегда. Однако, как в один голос уверяют представители всех противоэпидемических служб, SARS в этом списке - исключение.

Как говорит заведующая эпидотделом городского центра Госсанэпиднадзора Ирина Любомирова, морские границы в данном случае наиболее надежны. Переход из любой страны Юго-Восточной Азии в несколько раз перекрывает инкубационный период атипичной пневмонии, то есть не заметить такого больного члены экипажа не смогут. Более того, заболеть успеет весь экипаж. А этого уже не могут не заметить врачи.

Как рассказывает Валерий Малай, начальник Причерноморской противочумной станции, по традиции на борт судна в первую очередь всегда поднимается врач. Капитан ему докладывает, есть ли больные. Если найдется больной с признаками особо опасной инфекции, к которой отнесена и SARS, немедленно принимаются меры.

Судно ставится на карантинный причал или остается на рейде, туда выезжают врачи-инфекционисты, и, если подозрения подтверждаются, больной доставляется в больницу. А для экипажа, находящегося в контакте, вводится карантин. Такие случаи в Новороссийске бывали по поводу чумы и геморрагической лихорадки, да и то много лет назад. Подозрения возникают и по сей день не реже одного-двух раз в год, схема отработана до автоматизма.

На случай ЧП новороссийская "Скорая помощь" оснащена противочумными костюмами: глухой халат с капюшоном, брюки, защитные очки и маска, специальная обрабатываемая обувь. Такое одеяние есть для двух специализированных бригад, готовых выехать к больному особо опасной инфекцией. Госпитальная база на этот случай - третье инфекционное отделение больницы скорой медицинской помощи. Оно и создавалось с прицелом на случай возникновения особо опасных инфекций. Помещение боксированное, персонал имеет средства индивидуальной защиты, обучен. Прочие больные, случись что, будут переведены оттуда в другие отделения больницы. В стационаре, как рассказала Ирина Любомирова, создан и запас препаратов, необходимый для лечения первых десяти больных SARS.

По словам Валерия Малая, заставить моряков из стран Юго-восточной Азии заставить носить маски или сдать анализы нельзя. Они могут сделать это только добровольно. Да и необходимости такой пока нет.

По мнению Ирины Любомировой, гораздо реальнее в нашем общественном транспорте заразиться туберкулезом. Его возбудитель гораздо устойчивее во внешней среде, чем вирус SARS, а в носителях его, в условиях тихо подступившей эпидемии, недостатка нет. Список можно пополнить гепатитом и другими более прозаичными, но от этого не менее опасными болезнями.