Пассажиропоток в Европейских аэропортах неуклонно падает (в целом составив 10,7% по сравнению с тем же периодом 2008 года, а грузооборот снизился на 23,6%), в Риге - напротив - набирает обороты, в том числе и в секторе грузоперевозок. В планах - переманить большую часть транзитных пассажиров соседних Эстонии и Литвы, став единоличным хозяином на пути из Скандинавии в Европу. Как сообщает латвийское издание "Вести сегодня", главной темой дня на авиационной конференции Going to North Hub Riga стал феномен Рижского аэропорта. В отличие от других "авиаторов", задумывающихся о том, как выжить, здесь прикидывают, как развиваться. Политика захвата Балтийского рынка будет жесткой, сообщили публике. Столица Латвии претендует на лидерство в плане низких цен во всей Северной Европе. После тотального исхода из аэропорта европейских авиакомпаний, устранения литовского flyLAL у AirBaltic, осуществляющей 60% всех перевозок, практически не осталось конкурентов. Гостям была дана четкая установка - настало время кооперироваться, а не соперничать с AirBaltic.

Айнарс Шлесерс (недавно покинувший пост министра сообщения Латвии), прибывший на конференцию в качестве независимого эксперта, уверен что европейские компании конкуренты ушли. И возвращаться не собираются. Официальная причина - дорогие и наиболее прибыльные перелеты бизнес-классом в Латвии не котируются. "Наши люди хотят лететь за 20-30 евро в один конец". - заключил он. На вопрос почему, в таком случае, были изгнаны дискаунтер easyJet, предлагавший рейсы до Берлина, и ирландская Aer Lingus, доставлявшая пассажиров в Дублин, с их экстремально дешевыми расценками, заметил, что всему виной нерентабельность "предприятия". "Цена на нефть в прошлом году достигала 147 долларов за баррель. При этом в бюджет закладывалась сумма не превышающая 80 долларов. В купе с падением спроса по заданным авиакомпаниями направлениям они перестали окупать себя и ушли добровольно", - уведомил он. - А вот AirBaltic, несмотря на печальные финансовые показатели прошлого года (только в первом полугодии убытки достигли 7,91 млн. латов), смогла устоять, компенсируются убытки теперешними доходами. Только в апреле пассажиро- и грузопоток "взлетели" на 20%. Сработала проводимая политика привлечения транзитных клиентов из Литвы, Эстонии, Скандинавии, стран СНГ.

По мнению Шлесерса, этому во многом способствовал и крах соседей, где наблюдается 50-процентный спад перевозок. За первые два месяца 2009 года Вильнюсский аэропорт обслужил 169 тысяч пассажиров, что на 34,3% меньше, чем годом ранее. Похожие тенденции наблюдаются и в Таллине, где услугами аэропорта за январь-февраль воспользовались 191 тысяча человек, или на 24,1% меньше по сравнению с предыдущим периодом. Предполагается, что к концу году Таллин и Вильнюс на двоих с трудов осилят полмиллиона пассажиров (при почти 3,7 млн. в Рижском аэропорту). Продолжится закрытие рейсов: уже сегодня их "ассортимент" в семь раз уступает латвийскому (70 направлений против 10). Шлесерс также подтвердил, что Национальная авиакомпания Эстонии Estonian Air сегодня судорожно снижает издержки и объем работ. Владелец Estonian Air - SAS - уже сообщил, что будет пытаться продать "подопечного", хотя покупатель до сих пор не найден.